Мурманская область



Хибины

 
с понедельник, июля 24, 2017 по суббота, августа 5, 2017

  0 день
  0



Два десятка лет назад я первый раз пешком попал в Хибины – тогда мы пешком преодолевали горные перевалы. Ровно десять лет назад я попал туда же на автомобиле – это была скорее обзорная поездка. Так сложилось что в этом году мы снова отправились на Кольский полуостров, но в этот раз уже совместили внедорожную автоэкспедицию с небольшой пешей прогулкой по горам. И горы и солнце и даже комары благоволили к нам – нам удалось закольцевать маршрут, пройдя кольцо из центра Хибин через оз. Гольцовое к Имандре и выйти обратно в Апатиты.

Изначальный план поездки предполагал заезд на гору Воттовару в Карелии, а уже оттуда мы планировали отправится в Хибины. Но мы вовремя посмотрели прогноз погоды, перекроили наш график и решили сразу мчать в хибины.

Здравствуй лето! 

Конец июля ознаменовался первыми теплыми деньками. Даже не верилось что к середине летних месяцев лето все таки наступило.

Первую ночевку планировали сделать на муромском берегу. От Москвы это около 850 км, в принцпипе едется за день легко. Но мы же ночной клуб "Внедорог" - стартовали из Москвы в полдень и к двум часам ночи вышли к болотной гати. В ночи штурмовали залитую водой гать по болоту до берега Онеги.

На берегу беспощадно дуло, зато не было ни одного комара. Мы счастливо отметили начало отпуска и ближе к пяти утра завалились спать. Естественно следующий день был не ранним, тем более что мы плаировали сделать дневку и насладиться пляжами Онеги.Но погода закапризничала - дул сильный ветер в перемешку с дождем. Онега шлепала волнами.

Хотели было съездить в Муромский монастырь, но как только я убрал машину, прикрывающую палатку от ветра, ее чуть не сломало. Зато под вечер чудно попели песни у костра.

Утром в обратный путь по гати. То что ночью пролетели, утром шли долго и остророжно.

Ручей заложен бревнами, правда после каждого проезда их надо заново уклаlsdfnm/

Мчим по трассе М-18 "Мурманск" Дорога отличная, почти везде новый гладкий асфальт. Удивили работающие по обочинам экскаваторы, которые ..косили траву на болоте ковшами. Полоса метров 10 шириной была аккуратно разровнена на протяжении все трассы, в том числе по болотам. Зачем это?

Город Кировск. Наверно можно сказать молодой город - строился с 30х годов прошлого века. Вообще история строительства города Апатиты и Кировск развивалась удивительно  стремительно: в 20 х годах академик Ферсман обнаружил удивительно ценную, практически уникальную для страны вещь - стыдно сказать, удобрения. Кроме иронии действительно апатито-нефелиновые руды были очень нужны сельскому хозяйству и эти залежы начали активно разрабатываться.

В Кировске есть большой музей, посвященный различным минералам. Музей богатый и интересный и в него мы и направились. Сайт музея>>

Еще до посещения музея мы смотрели документальный фильм об экспедиции Ферсмана и о том какие непростые были первые экспедиции. Причем первый состав состоял в основном из молодых девушек - студенток -геологов, которые отправились исследовать Хибины.

Чего там только нет...

Аметисты...к ним мы еще приедем в живую, а пока изучаем так сказать теорию.

И есть даже золото! Но только в музее.

Ну и еще много красивых разных минералов.

Камни собраны со всего мира. Очень рекомендую музей к посещению.

Еще один отголосок дней минувших - старый заброшенный железнодорожный вокзал.

Конечно очень хотелось увидеть паровозы в тупиках, но увы осталось лишь старое здание , перон да рельсы.

Но не за этим мы преодолели более полутора тысяч км. Мы ехали в горы! Хибины, мы едем к вам.

Саамское название Хибинских гор – Умптек. Умптек переводится - дважды неприступные. Слово "хибины" саамами переводится как «тундры» и обозначает горы, не покрытые лесом. Мы направляемся в Умбозерские Хибины, в самый их центр. Поехали по отличному грейдеру.

Правда дорога плавно перешла в ..реку. Ехать пришлось по руслу широкого быстрого ручья.

Крейсер.

И через несколько километров мы приехали к...сошедшей лавине.

Как сказали местные, дорогу в ней прочистили всего несколько дней назад.

Конец июля.

Геологический возраст Хибин порядка 350 млн лет. Вершины платообразные, склоны крутые с отдельными снежниками. Высшая точка — гора Юдычвумчорр 1200,6 м. На территории Хибинского массива в настоящее время установлено около 500 минералов, десятки которых имеют практическую ценность, 110 не встречаются нигде больше. Такое сосредоточение на ограниченной территории огромного количества минералов не имеет аналогов ни в одном месте земного шара.

Хибинские тундры - озерный край. Образованию озер содействовали - малая водопроницаемость кристаллических пород, существование массы тектонических понижений и трещин, но прежде всего огромное количество выпадающих осадков. Самое большое озеро области - Имандра, а самое глубокое - Умбозеро, где глубина местами достигает ста пятнадцати метров.

Мы же встали на очень маленьком, но красивом озерце

Утром отправились в небольшой пеший поход. Для начал доехали до водопада "Красивый".Красивый..даже очень.

Река Рисйок в бешеной пене.

И выплеснув все эмоции еще немного неспокойная течет дальше.

Мы же направляемся дальше вдоль реки в сторону перевала Южный Рисчорр.

Небольшие приятные броды по пути.

Сам перевал довольно простой, но на машине не поднятся. Оставляем авто у подножья и начинаем подъем.

Перевал на высоте 890м, относительно пологий подъем, но дается с непривычки нелегко.

Горная тропа.

Машины все дальше и дальше.

Микробики.

Вот и перевал. От него в сторону Академического можно либо уйти вниз, либо забраться наверх на плато и уже по нему добрать до озера.

Лезем еще выше.  На подъему местами пикал дозиметр.

Вид с вершины плато . 1023 метра. Вдали на горизонте видны Ловозерские тундры. Там мы еще будем.

Долина реки Рисйок, видны домики базы КСС.

В небольших ущельях лежит снег.

Несколько км по плато и мы у цирка озера академическое. Сверху потрясающий вид.

Озеро идеально синего цвета.

"Героический" снимок на память. Гдето валяется такой же но 20 летней давности из первой моей пешке по Хибинам.

Плато сплошь завалено огромными плитами камней.

Алена радуется количеству камней вокруг. Хорошо что до машины их тащить на себе, а то бы набрала неподъемное количество.

Ближе к перевалу плато покрыто мхами.

Было определенное желание не идти пешком, а съехать на попе вниз...

Но решили что благоразумнее вернутся той же дорогой.

Вниз оказалось сложнее чем вверх.

С перевала уже бегом...

Ну и "героическое " фото на календарь.

А дальше мы отправились вброд по озерам.

Продолжение следует...



Тысяча ручьев

 
с суббота, июня 30, 2007 по пятница, июля 13, 2007

  14 день
  5000



последняя серия моего рассказа и последний отрезок нашего путешествия. долина тысячи ручьев считается главной внедорожной достопримечательностью Кольского, хотя мы так и не поняли, почему. по живописности и сложности она явно уступает и Хибинам, и Рыбачьему. хотя возможно, как предположил Сашка, мы уже просто были несколько пресыщены.
впрочем, с исторической точки зрения место действительно любопытное.


тысяча ручьев - северный отрезок дороги Умба-Ревда (см. карту). участок от Умбы всеми расценивается как "жосткий", а отрезок Октябрьский-Ревда вполне проходим для слабоподготовленных внедорожников.
мы изначально планировали проходить этот маршрут с юга, от Октябрьского, после того, как выехали с Хибин. но дождь, который шел уже полсуток, и дикий ветер не способствовали тяге к внедорожным приключениям, поэтому было решено отложить этот участок на самый конец путешествия.
так и получилось, что поехали мы с севера. свернули с трассы на Ловозеро и около 4 часов утра были в Ревде.
Ревда неожиданно оказалась крупным поселком городского типа. в описаниях геокешеров мы прочитали, что в сталинские годы там строился гигантский горно-обогатительный комбинат. под это дело выстроили городок и стали тянуть железную дорогу. потом Сталин умер и стройка зачахла, а железкой пользовались не по назначению, а в основном для пассажирских и мелких грузовых перевозок.
перестав поддерживаться, железная дорога быстро пришла в негодность и в 90е годы официально была закрыта, поскольку пользоваться ей стало опасно - поезда часто сходили с рельсов. однако неофициально действует она и по сей день, только у самой Ревды полотно начали разбирать.
поскольку время было уже раннее, мы начали искать место для ночлега. неподалеку от Ревды на карте обнаружилось ответвление в сторону озера, не ведущее никуда. мы с Лёхой немедленно поспорили на бутылку шампанского: я утверждала, что там стопудоф окажется стратегический объект, а Лёха говорил, что объекту на берегу озера делать нечего - они все либо в горах, либо в лесу.
Лёх оказался прав: в конце дороги были садовые участки. но тем не менее нам удалось найти симпатичное место для стоянки.


наутро мы отправились на маршрут. дорога являла собой уже привычный каменный триал, украшенный бродиками через ту самую тысячу ручьев. несколько из них оказались довольно серьезные, и мы даже один раз размотали лебедку - правда, больше для перестраховки.
в паре мест сохранились мосты, но и их преодоление вызывало некоторые сложности.

кроме действительно живописных горных речек, больших красот на дороге не было, хотя идет она между довольно приличным горным массивом Ловозерские Тундры и огромным озером Умбозеро, которое отделяет Ловозерские Тундры от Хибин. но и горы, и вода практически везде скрыты плотно подступающим к дороге лесом, так что красивых пейзажей мы так и не дождались.
дорога несколько раз пересекла железку, затем еще одну довольно солидную речку, переправы через которую мы несколько опасались, тем более что и Кушниры советовали нам объехать этот участок. но брод оказался совсем мелким, и мы спокойно его миновали.
а дальше была "борьба за доезд". мы очень надеялись, что после слияния с предполагаемой объездной дорогой начнется ну хоть не асфальт, но по крайней мере сносный грейдер. однако этого не произошло.
дорога представляла собой колею с большими и просто гигантскими лужами, на дне которых были все те же камни, поэтому безопасную траекторию приходилось искать ногами. местами была полусгнившая деревянная гать. изредка попадались мосты и даже дорожные знаки :)
скорость движения едва превышала пешеходную, мы все, не говоря уж о пилотах, вымотались и уже совершенно не понимали, какого, собственно, лешего мы вообще сюда поперлись. в поселок Октябрьский мы выехали, уже не веря своим глазам, под утро: часа в 4. в отличие от Ревды, он в довольно плачевном состоянии. мы долго крутились по поселку в поисках выезда на дорогу, наконец, чудом попали на грейдер, а оттуда и на асфальт. перемахнув уже не глядя какую-то речушку, упали на стоянку на берегу озерца. в озерце в итоге все, кроме Лёхи, искупались, несмотря на ледяную воду, дождь и комаров - хотелось смыть с себя песок, пот и усталость.
из интересных мест в этих краях остался непосещенным заброшенный аэродром Хариусный (почитать можно здесь), жалеем. но времени уже не было - надо было возвращаться на трассу и поворачивать на юг. значит, будет еще один повод вернуться :) 



Полуостров Рыбачий

 
с суббота, июня 30, 2007 по пятница, июля 13, 2007

  14 день
  5000


 

я практически как тот Митрофанушка: зачем учить географию, когда извозчики GPS есть :) трояк по этому славному предмету мне не поставили только из уважения к приличному аттестату. но теперь в моем знании мироустройства грандиозный прорыв. я умею подходить к карте мира и делать так:


да-да, вот эта пимпочка к северо-западу от Мурманска. полуостров Рыбачий.
попасть туда не так просто. это погранзона. за 2 месяца до отъезда мы вступили в переписку с Мурманским подразделением погранслужбы с целью получить туда пропуска.
так что сначала был Мурманск. симпатичная гостиница "69 параллель" (горячий душ, счастье!), памятник солдату, гигантский, поставленный таким образом, что смотреть на него лучше всего не от вечного огня у подножия, а из порта. кафе и несколько магазинов.
окутанный дождем и туманом Мурманск показался нам серым и неприветливым. на уличных термометрах значилось +6. "да у нас всегда так", сказала тетечка в погранотряде.
погранотряд - отдельная песня. его адрес - Северный проезд, дом 4. Северный проезд мы даже обнаружили на карте и довольно быстро нашли на местности. это оказалась одна из улочек, вьющихся по склону, который поднимается от порта. но беда в том, что дома у этой улочки были только по левой, сиречь, нечетной стороне. мы опросили местных, позвонили в сам погранотряд, после чего с грехом пополам нашли дом 4 - он оказался на параллельной улочке - правда, подъехать к нему на машинах так и не смогли и пошли пешком.
пропуска нам выдали, но оказалось, что вашу покорную слугу окрестили "Татьяной Михайловичем". исправить ляпсус на месте не удалось, поэтому решили понадеяться на вменяемость погранцов и ехать так. с чем и покинули Мурманск.
дорога от Мурманска ведет на Киркенес. Киркенес - это уже Норвегия. но туда мы не доехали. после погранпоста (проверка документов быстрая, буднично-безразличная, "Михайловича" проглотили молча) ушли направо на грейдер вдоль речки Титовки. и снова попали в пелену тумана. а места там живописнейшие. дорога на Рыбачий идет через хребет Муста-Тунтури: снова горы и озера.
в войну хребет был линией фронта, которая так и не поддалась фашистам. а к северу, на самом Рыбачьем, шли ожесточенные бои. и сейчас он весь усыпан памятниками защитникам Заполярья.
на Рыбачьем нас встречает заброшенный поселок Большое озерко. из тумана выступают пятиэтажки с пустыми окнами. картина жутковатая. единственное живое место - вахтовый городок. там спрашиваем дорогу и решаем ехать прямо на север. до побережья Баренцева моря - около 30 км.
километры оказались непростыми. камни, лужи, броды, густой туман. всё это, вкупе с равномерно серым освещением - не день, не ночь, как-то вне времени - создает довольно давящее ощущение бесконечной дороги из ниоткуда в никуда. из тумана возникают какие-то постройки, обозначенные на карте как "сараи". подъехав ближе, слегка фигеем: за забором работают, крутятся локаторы. вот вам и сараи... Лёха резонно замечает: "ну не могли же они ТУТ написать - пионерлагерь" :)
и вдруг посреди всего этого сюрреализма просыпаются мобильники. сваливается пачка смсок. я успеваю ответить маме восторженным "вау, мы посреди Рыбачьего!", прежде чем обнаруживаю, что сеть-то - N-Telecom. добро пожаловать в Норвегию! :)
и - так же внезапно - перед нами оказывается океан. в лицо летят соленые брызги. океан шумит, прыгает на черные шершавые скалы. впереди, сколько хватает глаз, вода. и хотя горизонт скрыт за туманом, почему-то видно, что это - не море. не просто море. что-то огромное, живое, завораживающее. хочется побыть с ним один на один. беру фотоаппарат и ухожу на берег. камни, камни, среди них - непонятно как выживающая в таком климате растительность.
ощущения удивительные. чувство, что ты на всем свете один. и там, за туманом, ничего и никого нет и никогда не было. и единственное живое существо вокруг - вот это огромное, степенное и не останавливающееся ни на секунду.
от дикого ветра немедленно коченеют руки. туман, пронизывающая сырость, угрожающие волны, ветер. но не зря же мы сюда ехали! когда еще выдастся шанс переночевать на берегу океана? тем более и дождь вроде кончился. а палатки спрячем от ветра между машинами и землянкой. решительно выбрасываем из машин вещи и разливаем водку. остаемся! ну, за океан!
на следующий день, уже выезжая с Рыбачьего, лицезрели военные учения: сначала обнаружили в заливе военный корабль, а потом протискивались по дороге мимо колонны БТРов и танков (фотографировать их я по понятным причинам не рискнула - автоматы у ребят были явно не игрушечные). на перевале через Муста-тунтури нас настиг мощный бабах. (Лёх: "прям как будто патроны везешь по Понкийскому ущелью..." :)))
на мурманском посту ДПС остановили, проверили документы. "чего это вы из Москвы-то к нам приехали? прикольно у нас что ли?" - "прикольно, красиво!" - "ага... зимой приезжайте, будет вам прикольно, светло полчаса в день..." 



Хибины

 
с суббота, июня 30, 2007 по пятница, июля 13, 2007

  14 день
  5000


 

ветер, ветер, ветер.
ветер сбивает с ног и свистит в ушах.
как только он чуть утихает - становится слышен сухой хруст камней под ногами и шум сотен горных ручьев и речек. они сейчас полноводны - в горах вовсю тает снег.


мы втроем: Лёшка, Димыч и я - лезем пешком на перевал. Лёшка был тут в пешем походе на первом курсе, и наощупь ведет нас по какой-то одному ему видимой тропе.
а вокруг - сплошная пелена тумана. и половина красот и пейзажей от нас скрыта.
спасибо нашей встрече с Кушниром - это они подсказали нам дорогу, по которой можно заехать в горы. на въезде висит "кирпич", но нас это нимало не смущает. накатанная колея ведет к базе спасателей - небольшой поселочек. после базы дорога заметно плохеет и доходит до озера. колея уходит в воду и там теряется. сейчас на наших машинах там не пройти.
вокруг - толпы туристов. сначала мы встретили двух велосипедистов, потом (в 2 часа ночи!) слегка обалдевшую пешую группу; на озере рядом с нами стояли местные рыбаки, наутро приехали еще одни, из Воронежа. когда мы уже сворачивали лагерь, откуда-то прилетел уазик с местными номерами, спросил у нас карту, с сомнением поцокал языком на брод и так же в неизвестном направлении усвистел. а отправившись мыть посуду, я обнаружила на кусте остатки ленты с прошлогодней Экспедиции. в общем, проходной двор, и никакой глуши и уединения :)
в отличие от Терского берега, где некий единый закато-восход все-таки случался, обозначая границу суток, в Хибинах солнца мы не видели за горами и туманом, и было равномерно светло всё время. я этому несказанно радовалась, потому что, как, наверное, всякий человек с хорошим зрением, в темноте совершенно перестаю ориентироваться в пространстве. к озеру мы пробирались ночью - попробовал бы кто-нибудь преодолевать этот каменный триал в темноте! - а лагерь разбили около 4 утра. и первым делом отпраздновали день рождения Рэнга, которому как раз 6 июля стукнул годик :)
Хибины - маленькие уютные горы. самая высокая вершина - около 1200 метров. но тут есть всё: и перевалы, и речушки, и озера, и настоящие снежники, и даже вполне крупный водопад. в общем-то рассказывать о Хибинах нечего. нужно просто смотреть и любоваться...
ну и в качестве заключительного аккорда - с Хибин мы возвращались вот так:
 



Тоня Тетрина

  воскресенье, декабря 31, 2006
  14 день
  5000


 

сначала я собиралась написать о тоне Тетрина вместе с Терским берегом, потому что находится она там же. но потом решила, что она заслуживает отдельного поста. потому что место это, как ни верти, удивительное.


вообще тоня (с ударением на я) - это рыбацкое поселение поморов. вполне себе, надо сказать, актуальное - когда мы в поисках дороги спросили местного, правильно ли мы едем к тоне Тетрина, он буркнул что-то в том духе, что там этих тоней как грязи, и которая из них Тетрина - он понятия не имеет.
между тем, тоня Тетрина - особенная. это и музей, и гостиница, и одновременно и ни то, и ни другое, а просто волшебное место. местный энтузиаст восстановил в полном объеме настоящую поморскую тоню 15 века, все постройки на свои местах. и изба, и лодочный сарай, и колодец, и банька, и хранилище продуктов, и даже поморское "спа": в глубокую ванну заливают морскую воду, закладывают представленную здесь в обилии ламинарию и разводят под ванной огонь. очень оздоравливает и поднимает тонус :)
к сожалению, испробовать на себе эту экзотическую процедуру мне не довелось, а вот баньку мы посетили. охладиться после парилки - добро пожаловать в Белое море :) после хорошего пара оно даже не показалось безумно холодным :)
а после баньки была уха. настоящая уха из свежевыловленной горбуши, свежайшая и такая вкусная, что мы вчетвером (считая Лёху, который вообще рыбу не ест, но тут наворачивал и нахваливал) сожрали огромную кастрюлю, запивая ее местным Кольским пивом. потом хозяин вынес нам маленькую мисочку: "попробуйте, сам солил". в мисочке была красная икра. очень слабосоленая и невероятно свежая.
время, казалось, обходит диковинную тоню стороной. здесь нет не только интернета, но и сотовой связи. но это не мертвый слепок, а полное жизни, действующее явление. рыбацкие сети развешаны сушиться точно так же, как века назад, не для декора - хозяин вытащил их из моря сегодня утром. в рыбацкой избе, где он и живет - печка, шкуры, медный умывальник; на столе органично появляется старинный медный чайник, а утренний кофе проходит под звуки патефона. патефону почти сто лет. но он работает, шипя, крутит пластинку и поет... и снова перестаешь удивляться, воспринимаешь все как должное. и уже забавным диссонансом ощущаешь штрихи современности среди этого застывшего и такого живого мира. и, наверное, не удивишься, если пасущиеся припаркованные возле дровяного навеса машины вдруг заржут и забьют копытами.
после утреннего кофе - экскурсия в исполнении сына хозяина. удивительные поморские и - еще одна реконструкция - саамские постройки. попробуйте догадаться, зачем у поморского продуктового сарая вот так вырезаны ножки?
часовенка. подсвечник разделен пополам: с одной стороны - за здравие, с другой - за упокой. свечи ставят в песок и никогда не тушат - чтобы прогорели до конца. в нескольких шагах - саамское капище. причудливо переплетается история...
почему-то до глубины души потряс поморский обычай: лодку нельзя ни ломать, ни разбирать. когда она перестает выходить в море, ее вытаскивают на берег, и она умирает - постепенно разлагается и уходит в землю. происходит это, учитывая пресловутую "северную сохранность" не быстро. мы видели такие едва заметные на поверхности земли останки лодки - даже не рискну предположить, сколько ей лет.
и - еще одна отметина времени - музей Великой отечественной. собственно здесь боев не было - вещи собрал хозяин по всему Кольскому.
но нам пора ехать дальше. на прощание подписываем дощечку для памятного столба - кстати сказать, он расположен ровно на линии Полярного круга. пока ребята собираются, успеваю урвать несколько минут на пляже. вот такой он, заполярный шезлонг - с настоящей оленьей шкурой... :) 



Терский берег

 
с суббота, июня 30, 2007 по пятница, июля 13, 2007

  14 день
  5000


 

в 4 часа утра, когда совсем уже рассеялись реденькие сумерки, называющиеся здесь ночью, мы сворачиваем с шоссе в лес, спускаемся по каменистой дорожке - и...


теперь я знаю, как выглядит рай. рай - это нифига не пальмы-ананасы-гибискусы. это скалы, поросшие брусникой и мхом, таким мягким, что нога уходит по щиколотку, низкое просторное хмуроватое небо, мелкие живучие цветочки, закат и восход, сливающиеся в единое пиршество света, и, конечно, море. суровое холодное северное море, пахнущее йодом, поглаживающее приливом камни и меленький почти белый песочек на берегу. всё здесь такое живое и нерукотворное, даже то, что создано человеком - что принимаешь чудеса, как должное. и, кажется, не удивишься, если с тобой заговорят птицы.
а чудеса - на каждом шагу. то вдруг между дорогой и морем, откуда ни возьмись, возникает часовенка, как будто упавшая с неба. то, выйдя сфотографировать по-марсиански красную дорогу, натыкаешься на торчащий из мха гриб. то, не веря своим глазам, на клочке земли между морем и рекой Варзугой обнаруживаешь самую настоящую пустыню. и можно устроить танцы в песках.
еще чуть-чуть дороги по берегу Варзуги в сопровождении береговых стрижей - и снова выкатываешься на побережье. а там - это ли не чудо? - отлив. полоса мокрого песка с нарисованными морем волнами. и опять можно танцевать, поднимая тучи соленых брызг...

чуть дальше по берегу в море видим брошенный заваленный на бок корабль. у него невеселая история: в девяностые его купили, наделав чудовищных долгов, два незадачливых предпринимателя. выплыли в море, выкупили у рыбаков рыбу с намереньем хорошенечко ее продать, вернуть все долги и обогатиться. возвращаясь домой, попали в туман и сели на мель. стали спасать товар, перетаскивая рыбу на берег - и едва все перетаскали, как подъехал омон, мужиков повязали и посадили, рыбу конфисковали, а корабль так и остался у побережья своеобразным памятником.
доехав до геодезического знака на берегу, встаем лагерем: общечеловеческое время - далеко за полночь, и побережье окутано сумерками. наши биологические часы давно сместились: по ощущениям не больше 9 вечера. да и светло. солнце ненадолго спускается под горизонт (Кузомень чуть-чуть южнее полярного круга) и снова выныривает, так и не дав ночи сгуститься.

а наутро (наше утро, на самом деле 4 часа дня) очередной сюрприз: встречаем шишигу легендарного Константина Кушнира, который возит по Кольскому экспедиции. здороваемся, знакомимся очно - отчеты Константина проштудированы нами еще в Москве. и - теряю дар речи: в группе, в числе 12-15 человек, оказываются два моих одноклассника. встретить Кушнира - уже событие, но это хотя бы объяснимо. но столкнуться здесь, почти на краю географии, с московскими знакомыми из прошлой жизни - так бывает?..
продолжаем путь по старой дороге, идущей прямо по берегу. дорога вполне легковушечная, за исключением нескольких довольно приличных бродов. зато и намного живописнее, чем новый грейдер на Варзугу. снова минуем часовенку, любуемся маяком в Кашкаранцах и отыскиваем дорогу до тони Тетрина.
но это уже другая история.



Статья в Фото-Travel про поездку на Кольский

 
с пятница, июля 18, 2008 по суббота, августа 2, 2008

  0 день
  0


 

Кольский полуостров имеет богатую военную историю. Освоение этого сурового и красивого края напрямую диктовалось требованиями обороноспособности нашей страны. Целью нашей поездки на Кольский летом 2008 года было посещение военно-исторических мест, связаных с историей Великой Отечественной Войны и более поздней, так называемой «холодной войны».

Грязевые ванны для настоящих машин

Автор: Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Статья в журнале ФотоTravel, ноябрь 2008

 

Нажмите для просмотра полного изображения

PicturePicturePicturePicture
PicturePicturePicturePicture

В формате PDF, 1397 кБ

Легенда поездки (Exel): скачать>>



Кольский-2007: отчет АЧа

 
с суббота, июня 30, 2007 по пятница, июля 13, 2007

  14 день
  5000


 

"Ученые" - подумали военные.
"Отморозки!" - подумали ученые.
"АЙС!!!" - подумали отморозки.

House of Rising Sun

Старт поездки, как и положено, получился достаточно поздний. Все не было готово, куплено и уложено в машины. Последние закупки еды совершались уже в Ярославле в магазине с совершенно фантастическим названием House of "Дом Еды". А первую ночевку так и вообще пришлось делать не доезжая Вологды фактически в чистом поле. Да и общий темп нашего движения оказался значительно ниже, чем мы наивно предполагали. Зато вторая стоянка оказалась на весьма живописном берегу Онежского озера. Онега - показалась прекрасным местом, заслуживающим отдельной поездки. Надо все же посетить и Андом-гору, и Бесов Нос...

С этого момента мы начали активно пользоваться преимуществами длинного светового дня, и как результат момент нашего пробуждения и всех последующих действий до, соответственно, следующей ночевки постепенно начал смещаться на все более и более позднее время. К концу поездки "разсинхронизация" Нашего Субъективного Времени (OST - Our Subjective Time) с общечеловеческим стала полной.

Кольский!!!

Кандалакшу проехали ранним утром под вечер нашего третьего дня пути, и сразу после нее стали искать, куда бы свернуть, чтобы встать на ночевку. Довольно быстро была найдена "отворотка", которая вывела нас на каменный "пляж" Белого моря. В море плавала нерпа и не особо обращала на нас внимания (что, впрочем, радовало - потому что приди такое к нам на берег...).

Перед Кандалакшей впервые увидели "местную специфику" - пост ДПС с элементами блок-поста. Надо отметить, что особо не растерялись, остановились перед угрожающим знаком "СТОП. КОНТРОЛЬ" и поехали дальше, сопровождаемые любопытными взглядами стражей безопасности дорожного движения. Вообще, надо отметить, что проблем с ГИБДД фактически не было. Никаких вымогательств, разводов или чего-то еще, о чем часто можно услышать после поездок "на юга". Даже просто проверок попусту, в общем-то, не было. КИАлекса проверили на выезде из Мурманска, и то, только потому, что Танюхха "стормозила" и остановилась рядом с ДПСником. Да мне выписали один штраф за скорость в нас.пункте где-то недалеко от Вытегры. В остальном - любопытные взгляды (а грязный ренг с большой антенной на капоте - наверное, и правда, машина необычная), но никаких проблем. Приятно, что люди не учиняют лишних препятствий для гостей своего края. А едет туристов не мало: по Хибинам ходят толпы (и пешком, и на велосипедах, и на машинах), в погранзоне перед Рыбачьим огромное количество рыбаков со всей страны ловит рыбу в горной речке. В общем, все так, как и должно быть по-хорошему, а не как обычно.

Утро... Кофе на берегу Белого моря!!! Слов нет, одни эмоции. Кольский встретил нас более чем гостеприимно.

Кандалакша - Умба - Париж - Дакар

Следущим пунктом нашего путешествия должна была стать Кузомень - самая северная песчаная пустыня. Двинулись по дороге Кандалакша-Умба-Варзуга. Через некоторое время после Умбы асфальт закончился и начался нескончаемый грейдер. Он был то из мелкого серого камня, то вообще из красного песка, что в сочетании с окружающим хвойным лесом и мхом давало совершенно неземной пейзаж. "- На пыльных дорожках далеких планет останутся наши следы!!! - Главное, чтобы наши шины тут не остались..." Наконец, свернув с него по указателю "Кузомень", мы оказались на дороге из обычного желтого песка, которая вилась по сосновому лесу. И вот, проезжаем небольшой подъем и... "Леди и джентльмены, приветствуем вас на трассе ралли-рейда Париж-Дакар!" Пески, барханы - все как положено. Только что верблюдов и бедуинов не видно. Первое фото любого "нашего" в песках - это безусловно "Куууу!". А потом отжиг на машинах по пескам! Вот уж точно, оставили свои следы.

По пустыне проехали до деревни Кузомень и дальше до Устья Варзуги (это и собственно устье реки, и населенный пункт с таким названием). Но ситуацию с этим нас.пунктом мы не поняли - он был на другом берегу реки Варзуги. На этом же стояли какие-то сараи, остов корабля и пара припаркованных машин. Следов брода или какого-то парома видно не было. Непонятно... Есть ли сухопутное сообщение с той частью полуострова вообще или нет - осталось для нас загадкой.

Тем временем солнце начало клониться к закату. От Умбы дорога идет немного на юг, и мы опять уехали южнее полярного круга. В закатных лучах мы тронулись по пустыне вдоль моря, и через некоторое время выехали на "отлив". Это полоса утрамбованного морем песка, которая обнажается при отливе. Ехать по нему можно очень быстро - больше всего напоминает асфальт, с которого для ремонта дороги срезан верхний слой. Временами поперек от берега к морю текут ручьи. И тут отожгли еще раз! Тапок в пол по самой кромке воды с подниманием кучи соленых брызг!

На закате выехали с пляжа и через несколько километров прибрежной дороги через затопленные низинки и ручьи вышли к высокому мысу, на котором стоял большой деревянный топографический знак. Дерево от ветра и соли уже побелело, и явно было достаточно трухлявым. Многие ступени, ведущие наверх, к площадке для теодолита, уже подгнили и отвалились с проржавевших гвоздей. Металлическая табличка гласила, что у знака есть номер, и что он охраняется государством. На табличке кем-то из наших предшественников были выцарапаны GPS-координаты с точностью до секунд и указанием датума WGS84... "- На сколько мы отстали от вас технологически? На 10 лет, на 20? - Навсегда"...

Пока ставили палатки, ужинали, выпивали и закусывали, случился восход солнца. Практически на том же месте, где был закат. Это даже не белая ночь, это закат, плавно переходящий в восход. Безумно красиво, да и с погодой пока везло.

Мир не тесен, прослойка тонка

Утро началось с осознания, что если я вылезу из палатки, то ее унесет ветром в море. А если не вылезу в ближайшее время, то рискую улететь туда вместе с ней. Поленившись, я поставил палатку с минимальным числом кольев - двумя, оттягивающими полы тента. А тут ветер, и стоим мы на краю пятиметрового обрыва над морем. С палаткой КИАлекса, Танюххи и Брра ситуация была примерно аналогичной, и КИАлекс уже переставлял машину, чтобы хоть ей загородить палатку от ветра. Решив проблемы с палатками, пошли спать дальше. А собственно утро началось много позже.

Завтрак, кофе... И тут на горизонте появляется знаменитый "экскурсионный автобус" Константина Кушнира! Более того, среди туристов в автобусе обнаружились бывшие Танюххины одноклассники. Вот уж точно, мир не тесен, прослойка тонка.

Порасспрашивали семейство Кушниров про Тоню Тетрина и про "1000 ручьев". Получили кучу советов, один из которых почти сразу и начали реализовывать - поехали в Тоню по старой дороге Умба-Варзуга, которой и являлась эта грунтовка, идущая то по берегу моря, то по "отливу". В какой-то момент, все же вышли на новый грейдер Умба-Варзуга и поспешили в Тоню, поскольку подозревали, что ее хозяева могут жить по времени, отличном от OST, и у них уже поздний вечер, а вовсе не разгар дня.

Наши подозрения оправдались, приехали мы даже поздновато, тем не менее, хозяин Тони устроил нам и баню, и великолепный ужин с ухой и икрой-"пятиминуткой" из свежевыловленной семги. Из бани бегали купаться в Белое море!

Ламинария

Тоня - это не гостиница, а музей. Хотя и под открытом небом, и в котором можно жить, но музей. А по музею должна быть экскурсия! На нее мы и отправились сразу после утреннего кофе. Тоня - это реставрация реального поселения поморов. Избы, хозяйственные постройки - все воспроизведено "как было" и даже на тех же местах. Кроме того, хозяева собрали огромное количество экспонатов по истории своего края - и "артефакты" времен войны, и более поздние следы покорения человеком этих суровых мест. Чуть в стороне построена "реконструкция" лопарской ставки - поселения лопарей. В общем, пройтись по всей Тоне, послушать рассказы увлеченных людей (для нас в отсутствие хозяина Тони экскурсию проводил его сын) - надо обязательно.

На берегу моря нам были показаны выброшенные на берег листья морской капусты - ламинарии. Естественный вопрос с моей стороны - можно ли есть прямо так. Подходящий лист (посвежее) был выбран, прополоскан в морской воде и попробован на вкус. В принципе, не особо вкусно, с консервами "салат из морской капусты" не имеет ничего общего (даже цвет листа - оранжевый, а не зеленый как в банке). Зато на следующее утро не было похмелья, хотя повод для него был - это, безусловно, приятное свойство ламинарии (А чего же еще? "А потом отравился овсяным печеньем..." - только наоборот).

День Рождения Ренга

Да-да, в этот день моему Ренгу исполнялся год. И в этот день мы поехали в Хибины. Вчерашний ветер принес облачность, временами накрапывал дождик, и древнейшие горы встретили нас видом мрачных вершин, через которые "переливались" низковисящие куски облаков. "- Это уже Мордор или будет еще страшнее? - Сейчас Око Саурона вылезет!"

Дорога из Кировска ведет к карьеру, а чтобы попасть в Хибины, надо свернуть с нее в русло горной речки и ехать по нему. Через некоторое время колея все же выйдет из речушки и пойдет петлять по склонам гор вдоль нее. Думаю, мы бы долго искали эту отворотку в реку, если бы не велотуристы, показавшие нам ее.

Постепенно дорога поднимается на перевал, и пейзажи становятся все необычнее и необычнее для взгляда обитателей равнин. Все ближе снега на склонах, все круче каменные россыпи. В более-менее пологом месте сворачиваю с дороги вбок и еду вверх по склону, сколько едется. Спускаюсь обратно задним ходом, на пониженной и все равно приходится придерживать машину тормозами... Адреналину - полные штаны.

Чуть дальше доезжаем и до совсем близкого к дороге снежника. Тут уж сворачиваем обеими машинами, потоптать снежок гудричами. И вот ведь странно, не люблю зиму вообще, и снег в частности, а тут - нет же, сразу потянуло побегать по нему, заехать на него машиной!

До базы КСС (спасательной службы) дорога, в целом, вполне нормальна. Если знать "фарватер", то по ней вполне можно поддерживать относительно высокую скорость - 30-40км/ч. Мы фарватера не знали, а разбивание редукторов о торчащие камни не входило в наши планы, поэтому шли не быстрее 20км/ч, к тому же регулярно останавливались для фотографирования. А вот после базы дорога становится значительно "интереснее". Появляются совсем заваленные камнями участки, где приходится продумывать траекторию проезда, и участки с глиняным месивом среди крупных камней. Дорога понемногу спускается в низину, где находится озеро Гольцовое.

Доходим до брода через протоку, после которого дорога уходит на другой берег озера. Но глубина явно превышает разумный предел для наших машин. Это же подтверждают и рыбаки, встреченные на берегу - "сейчас вода высокая, по пояс и выше, к августу обычно спадает, тогда на ниве можно".

Здесь, у протоки и решаем встать на ночевку. В честь дня рождения Ренга разливаем на капоте водку за его здравие, и наливаем рюмку самому Ренгу - (долго думали куда) в бачок омывателя. В общем, отметили! Надо заметить, что последние два дня Ренг явно использовался во вполне обычной для себя среде - катался по морскому пляжу, ездил по совершенно "американским" горным "трейлам"... Свой день рождения машин встретил более чем достойно!

А мы пойдем на север!

В продолжение "Хибинской части" похода было решено съездить куда-нибудь в горы, а потом пройтись по горам пешком. Ходить я, увы, не люблю, поэтому от пешей части отказался, а вот покатались в этот день хорошо. Каменные дороги в Хибинах... В общем, это надо видеть. Если насмотрелись фотографий "американского бездорожья" с Ренглерами и нереальными пикапами, бороздящими просторы вселенной каменные "джунгли" - вперед в Хибины! Там все точно так же - словно рекламные проспекты Jeep снимались именно здесь, только что прохладно немного - на Ренге крышу особо не откроешь... Действительно жаль, что мы провели здесь всего два дня - на Хибины не грех потратить намного больше времени. "Отвороток" в горах (видимо, прокатанных спасателями на УРАЛах или ГАЗ-66) довольно много, и поездить там есть где. Но к вечеру мы покидали этот красивейший уголок природы, чтобы на завтра отправиться на маршрут "1000 ручьев".

На ночевку встали на берегу безымянного озерца к югу от Умбозера, по дороге на поселок Октябрьский. Дорожка к этому озерцу сама по себе была непроста и примечательна - всего на километре лесной дороги были и болотинки, и каменные россыпи, и каменная ступенька, проходить которую приходилось с достаточной осторожностью. Но Хибины были хорошей тренировкой, и на подобные препятствия мы смотрели уже без особого содрогания.

Ночью начался проливной дождь... К выезду на асфальт все промокли до нитки. Нас предупреждали, что на "1000 ручьев" еще много воды, и у нас могут быть проблемы с бродами, а тут еще ливень, который шел уже часов 10. Что такое горная речка после ливня, я немного себе представлял. Взвесив все обстоятельства, решили ехать в Мурманск, получать пропуска и отправляться на Рыбачий. А "1000 ручьев" оставили на последок, чтобы проходить его уже с севера - от Ревды.

Надо верить

В Мурманске были... в середине дня - кажется, около полуночи. Заселились в гостиницу, посмотрели фотографии и... завели будильники. Нам надо было проснуться рано утром - хотя бы часов в 12, чтобы успеть к пограничникам за пропусками. С определенным трудом это удалось. И даже пропуска получили без особых проблем. Все бы хорошо, но... "Как вы думаете, если у Танюххи в пропуске написано отчество Михайлович - это не страшно?" Ситуация совершенно маразматичная, но неизвестно ведь, какой "дуб", будет проверять эту бумагу... А в преобладание разумного начала в людях, почему-то верил только я. Но в отделе пропусков быстро исправить что-либо не могли, поэтому поверить в "разумное, доброе, вечное" пришлось всем. Решено было ехать так. И поехали...

Край

Пограничник смотрит наши документы. Видимо, для него мы - хоть какое-то развлечение в серых (в прямом и переносном смысле - облачно, льет дождь) буднях, необычное "пятно" среди редких фур, везущих что-то из Норвегии. " - Танки грязи не боятся? - Типа того. - Ну и погодку вы выбрали... - Ну думали, вдруг в июле повезет, летом приедем. - Не, здесь лета не бывает... Счастливо! - Спасибо!" Теперь я знаю, что анекдот про "лето у нас бывает, в этом году даже на выходные попало" - придумали "южане". На Севере говорят прямо - не бывает...

Перед нами поднимается шлагбаум... "Добро пожаловать на край последней западни!" Мост через речку Титовка и поворот с асфальта. Дорога к Рыбачьему. Где песок, где камни, где даже какие-то следы асфальта...

Поселок Большое Озерко, "ворота" Рыбачьего. От поселка остался склад ГСМ и вахтовый поселок геологов. А когда-то был немаленький городок. Даже несколько остовов "хрущевок" виднеется.

Через вахтовый поселок поднимаемся по грунтовке на сопки, и попадаем внутрь облака. Сумрак. Сырость. Ветер. Видно, как поперек дороги летят "сгустки" облака. Дорога - камни. Камни просто так, камни в воде, камни под водой... Скорость - мизерная. Расстояние - километров 30-40. В сумраке проплывают мимо братские могилы воинов Великой Отечественной, руины поселков, остовы какой-то вездеходной техники, "точки" военных... Крайне гнетущее впечатление.

В отчетах наших предшественников на фотографиях этих мест солнечно... А нам Север, видимо, показал свое настоящее лицо. Ну что ж, без этого, наверное, впечатление не было бы полным. Впечатление Края. Края Земли.

В какой-то момент вдруг оживают сотовые телефоны. Чудо? Нет, Теленор - норвежский оператор. Билайн прислал мне смс с пожеланием "счастливого пребывания в Норвегии". Теперь вот думаю, может считать это пророчеством?..

Спустя много часов тряски по камням доезжаем до северного берега полуострова - губа Скорбеевская, Баренцево море, Северный Ледовитый Океан. Неземного сине-зеленого цвета волны катятся прямо на нас и разбиваются о черные слоистые скалы. Да, это не самая северная точка, но и это уже Край Земли. Мы стоим на камнях, смотрим на волны, в пелену тумана, сливающуюся с Океаном... Да, разум понимает, что там, в тумане, еще ходят корабли, где-то далеко еще есть Шпицберген, есть вечные льды, и на них дрейфуют ученые-полярники и белые медведи, а еще дальше - так и вообще Канада... Но ощущение - что это ВСЕ. Это - Край Земли. Позади, справа, слева - еще что-то и кто-то есть: военные, геологи, может рыбаки какие-нибудь... А впереди - нет НИЧЕГО...

Очень сильное ощущение. Не уверен, что его можно передать словами.

Четыре рюмки с четырех сторон света - "Ну, за Океан!". И рюмку - Океану.

АЙС!

Утро на Краю Земли... Что может быть романтичней! Но увы, погода была немилостива к нам - все так же совсем низко висело облако, дул ветер, океан штормило. Собираемся, фотографируемся на память и отправляемся в обратный путь.

Обратно было решено идти не по основной дороге (на картах она нарисована белой полоской), а по "срезкам" (черные одинарные линии на карте), накатанным неведомой вездеходной техникой военных и геологов/метеорологов прямо по тундре. Оказалось, что так получается быстрее! На этих дорогах было меньше камней, но зато в низинках попадались размешанные земляные колеи. К счастью, во всех случаях была какая-то более-менее твердая траектория, с накиданными туда камнями. К счастью - потому что колеи от неудачных попыток этой жуткой техники съехать с накатанного направления в тундру мы видели... Это окопы для стрельбы с коня стоя. И рядом остатки толстенных металлических тросов.

Дорога то поднимается на сопки (и мы попадаем внутрь облака), то спускается чуть пониже (и тогда из облака льет дождь). "Путешествие ежиков в тумане в условиях крайнего севера" - иначе не назовешь! Но как ни странно, мы начинаем получать некоторое удовольствие от процесса - радуемся, что правильно выбрали общее направление, что находим правильные траектории проезда препятствий, да и "каменные триалы" начинают даваться нам намного легче. Отморозки - что возьмешь!? До Большого Озерка дошли намного быстрее, чем от него до берега накануне. Это было особенно приятно, учитывая, что у меня "точка невозвращения" (половина бензобака) была пройдена еще вчера. Правда, была еще канистра, но мысли доставать ее и несколько минут стоять неподвижно на ветру, заливая бензин, хотелось гнать подальше.

А потом в тумане нам повстречался десант морской пехоты. Их кораблик в относительно тихой бухте между полуостровом и материком мы видели задолго - думали, он там от шторма "отстаивается"... А потом встретили свежевысаженную на сушу колонну бронетехники. Сложно сказать, кто был больше удивлен - в общем, см. эпиграф.

Дорога до Мурманска, "тошнение" для экономии бензина, долгожданная заправка, еще дорога, и к вечеру мы прошли Ревду и встали на северной оконечности Умбозера, в самом начале маршрута "1000 ручьев". День с выездом с Рыбачьего и перегоном на две сотни километров получился довольно изматывающий, но... побывать на Краю Земли безусловно стоило! Рыбачий - это что-то особенное. Да, в ясную погоду там должно быть безумно красиво, и очень хочется там оказаться еще раз, увидеть освещенную солнцем тундру, сопки, красивейшие озера в низинах, увидеть сияющий океан с далеким-далеким горизонтом... Но то, что мы увидели в этот раз - тоже надо было увидеть. Впечатление, которое трудно передать словами. Разве что еще раз сказать "АЙС!!!"

И что это было???

Маршрут "1000 ручьев" - это участок старой дороги Умба-Октябрьский-Ревда на участке от Октябрьского до Ревды. Она давно не используется - построены новые дороги от мурманской трассы до Ловозера и Ревды, Октябрьский почти соединен асфальтом с Кировском и Апатитами, а Умба - с Кандалакшей.

Старая дорога идет параллельно ветке железной дороги Октябрьский-Ревда по полоске равнинной местности между горами Ловозерские тундры и Умбозером. С гор к озеру стекают многочисленные ручьи и речушки, которые и дают маршруту его название. Эти водные преграды весьма живописны, хотя и не сказать, что слишком сложны.

Железная дорога тоже "умирает" - ее начали разбирать. Несколько километров рельсов со стороны Ревды уже снято. Их вывозят по самой же "железке" ближе в Октябрьскому, где, видимо, перегружают на грузовики. При этом Ревда - довольно большой населенный пункт: городские дома, автозаправка, круглосуточный продуктовый магазин, милиция, ГИБДД... Неужели он уже обречен и лет через 5-10 здесь будут только такие же остовы зданий, как в Большом Озерке?..

Первые километры дорога достаточно накатана - видно, что здесь ей еще иногда пользуются. Но чем дальше, тем больше становятся камни и глубже броды. Но что-то не так... "Не айс..." Толи мы не поняли какой-то "фишки" этого маршрута, толи просто уже пресытились видами природы и "натренировались" в преодолении каменного бездорожья, но почему маршрут так знаменит - мы так и не поняли. Речки и ручьи - безусловно красивые, но после первого десятка - уже ничего нового. По бокам дороги лес или даже кусты - видов озера или гор нет. Препятствий особой сложности тоже не попадается...

Так мы доехали до урочища Пунча. В это место как раз и вывозят снятые рельсы. Неглубокий брод через довольно широкую речку, и начинается обычная скучная грунтовка, где укатанная, а где, наоборот, с размешанными грузовиками колеями. Кушнир предупреждал нас, что дальше, на речке Кица, не будет моста, и советовал уходить от Пунчи в объезд, через горы. Но дорога от грузовиков была столь накатана, что было невозможно подумать, что там нет проезда. И действительно, через Кицу был "свежий" деревянный мост. Видимо, разбирать железную дорогу начали совсем недавно.

После Пунчи дорога окончательно потеряла хоть какую-то красоту и интерес. Вместо прозрачнейших горных речек теперь приходилось "форсировать" огромные лужи с грязной водой. Глубина - не понятна, камней - не видно, интереса - никакого... Тяжелый, очень медленный, изматывающий "доезд"...

Октябрьский - поселок-призрак. Покосившиеся строения, развалины... Хотя, видно, что еще есть и жилые деревенские дома. Отсюда начинается приличный грейдер, а через пару километров - и асфальт. Сворачиваем на небольшую отворотку, и становимся на ночевку у озерца в лесу. Совсем недалеко от нашей ночевки после Хибин... И здесь опять идет дождь - это при том, что большую часть дня на "1000 ручьев" светило солнце и было довольно тепло (наконец-то покатался на Ренге с открытой крышей по "внедорожному трейлу"!). В общем, к югу от Хибин находится какая-то "аномалия": всегда идет дождь!

Еще один очень тяжелый и долгий день, но на этот раз удовольствия нет - разочарование. Что это было??? Почему этот маршрут настолько популярен? Чего мы не заметили? Или мы действительно уже пресытились видами Кольского? Пришли к общему мнению, что любая виденная нами дорожка в Хибинах будет несравнимо красивее по видам, и несравнимо интереснее в плане преодоления препятствий. Но, увы, знать это заранее никто не мог, и не пройди мы "1000 ручьев" - жалели бы, что не увидели самый знаменитый внедорожный маршрут Кольского полуострова...

Обратно на Землю

Последняя ночевка на Кольском... Допоздна (до утра по обычному времени) сидим в тамбуре палатки, пьем пиво, делимся впечатлениями, вспоминаем, как оно было... И понимаем, что было то здорово, и что было совсем мало времени, что сейчас бы опять в Хибины или дождаться хорошей погоды и на Рыбачий... Одним словом - уезжать совсем не хочется...

Дорога обратно. Где-то уже в Карелии вдруг понимаем, что природа скачком изменилась - к чему-то привычному. Ощущение, словно внезапно вернулся на Землю с какой-то другой планеты. Кажется, на горизонте еще горы, покрытые языками снежников, но нет - это просто облака... Вдали между деревьев мерещится море, но нет - это просто полоска неба... Граница в природных поясах ощущается именно по дороге домой. Как бы ни была красива Карелия или прионежье, но в целом - это еще та же природная зона, что и центр России. Кольский - нечто совсем другое. Рекомендуем. АЙС!!!



Кольский-2007

 
с суббота, июня 30, 2007 по пятница, июля 13, 2007

  14 день
  5000



Поездка состоялась в июле 2007 года. В ходе поездки были посещены пустыня Кузомень, тоня Тетрина, Хибины, полуостров Рыбачий, пройден внедорожный маршрут "1000 ручьев".
Нитка маршрута
Москва-Ярославль-Вологда-Вытегра-Медвежегорск-Кандалакша-Умба-Кузомень-тоня Тетрино-Умба-Кандалакша-Апатиты-Кировск-"Хибины"
Апатиты-Мурманск-п-ов Рыбчаий-Мурманск-Ревда-"1000 ручьев"-Октябрьский-Апатиты-Медгора-Москва

 

   
 

Поездка состоялась в июле 2007 года. В ходе поездки были посещены пустыня Кузомень, тоня Тетрина, Хибины, полуостров Рыбачий, пройден внедорожный маршрут "1000 ручьев".

Нитка маршрута
Москва-Ярославль-Вологда-Вытегра-Медвежегорск-Кандалакша-Умба-Кузомень-тоня Тетрино-Умба-
Кандалакша-Апатиты-Кировск-"Хибины"-Апатиты-Мурманск-п-ов Рыбчаий-Мурманск-Ревда-"1000 ручьев"-Октябрьский-Апатиты-Медгора- Москва

 

  • Подготовка к поездке на форуме >>
  • Обсуждение прошедшей поездки на форуме >>
  • Еще немного выборочных фотографий >>
  • Отчет АЧа >>
  • Схема маршрута >>
  • Треки и точки >>

Доезд: Москва-Ярославль-Вологда-Вытегра-Медвежегорск-Кандалакша
В целом довольно неплохой асфальт, довольно загружена фурами. На подъезде к Вытегре и за ней 2 куска плохого грейдера, около 2 км. От Медгоры асфальт местами плохой, есть кусок около 5 км с грейдером. Засад ДПСов от Медгоры до Мурманска не встречали, очень мало заправок и кафе.
Терксикий берег: Кандалакша-Умба-Кузомень по грейдеру: Кузомень-тоня Тетрино по берегу Белого моря - Умба-Кандалакша
От Кандалакшы до Умбы очень хороший асфальт. Заправка в Умбе. В целом Умба довольно мелкий поселок. От Умбы идет грейдер (сначала немного асфальта) до Варзуге - трясучий и скучный. Не доезжая Варзуги есть указатель на лесную дорогу на Кузомень (песчаная по лесу) и реальная пустыня дальше. (имхо легковушке будет трудно). Переправы в Устье Варзуге не обнаружили (но машины на другом берегу видели).
Можно легко ехать мо берегу по отливу (до 60 кмч) Дальше вдоль побережья идет хорошо накатанная дорога, но с глубокими бродами (дно везде твердое). Очень живописно и гораздо интереснее грейдера.
В тоню Тетрино пробраться проще по отливу (мы не проверяли), иначе глубокие броды и лесная гористая дорога - легковушкам не позавидую.
Хибины: Кандалакша-Апатиты-Кировск (шоссе)
Кандалакша-Апатиты-Кировск более менее приличный асфальт. На въезде в Апатиты пост ДПС (с 20 кмч знаками). Апатиты большой город с крутой заправкой.
Из Кировска надо уйти на комбинат и по грйдеру (под знак КИРПИЧ). Далее с гредера надо свернуть налево почти в ручей и идти по ручью. Через некоторое время пойдем нормальная горная каменистая дорога. До озера переодические небольшие каменные триалы (при желании можно пройти и на легковушке но имхо трудно). У стыка озер лубокий (выше колен - далее не меряли) брод.
Мурманск.
Ближе к Мурманску отличный асфальт, заправаок по прежнему мало. В Мурманске жили в гостинице "69 паралель", неплохо.
Рыбачий
От Мурманска до погранпоста на реке асфальт, местами с олдобинами. Заправок и кафе нет. На посту пропуска и паспорта, досмотра не было. Далее убитый горный грейдер вдоль реки, затем еще более горный участок. Вдоль побережья очень неплохой грейдер. До пос Бол Озерки реально доехать на легковушке (имхо)
От Озерков ушли влево на каменно триальную трассу. Очень тяжелоая дорога, прыжки по камням. Почти полдня шли на северо0запад рыбачьего. Очень много бродов и глубоких луж, объездов нет: слева-справа непроходимые болотца. Обратно возвращались по бороге ближе к морю - намного проще. На п-ове стоят военные (РЛС).

"1000 ручьев" Очень тяжелая и абсолютно неинтерерсная дорога. Шли от Ревды, дорога идет вдоль полотна жд (при нас рельсы начали разбирать со стороны Ревды). Ревда огромнейший поселок , есть заправка. Первая часть от Ревды сплошной каменный триал и огромное количество бродиков через ручьи и лужи. Один раз на всяк случай тащились на лебедке (боялись залить) . Течение сбивает с ног. От середины пути луж больше, но на дороге меньше камней. По куску спарва от жд довольно глиняная дорога с небольшими кусками оффроудов. Дорого одинаково убита и ужастна вплоть до Октябрьского. Октябрьский дыра дырой (заправок не проверяли имхо нету). От Октябрьского почти сразу асфальт. Ничиго интерсного на 1000 ручьев не видели, убили целый день.

Подписка на RSS - Мурманская область