Озеро Гольцовое

Дата поездки
24 июл 2017
Регион поездки

Приступлю к описанию первой интересной части нашего маршрута – кольцу вокруг Хибин через оз Гольцовое, поселок Имандра и выход к Апатитам. Сразу чтобы было общее понимание выложу наш трек на карте. Он обозначен красным. Снизу слева (с юго-запада) мы въехали в Хибины, пошли от Кировска по центральной части на север. Примерно в центре виден «хвост» на восток – это мы делали пешку. Дальше видно что мы огибаем в сторону северо-запада Хибины и уходим снова на юг. оз Щучье, а рядом с ним оз Гольцовое.  Также на трек наложил 2х чужих трека: синий это трек через Умбозерский перевал на озеро Академическое – туда мы не поехали так как сбегали пешком и желтый трек на север на Мончегорск – туда мы не поехали так как почти в конце его должен быть очень глубокий брод и преодолевать его ценой затопления машины желания не было.

Ну чтож, теперь подковавшись теоретическими знаниями попробуем пройти маршрут по фотографиям. После базы КСС дорога выходит к обезображенному сердцу Хибин. Работы по открытию нового рудника начались с валки леса. Гектары леса вырублены, местность искорежена, зрелище жуткое.

Дорога приводит нас к озеру Щучье и ..уходит в озеро.

Алена вовсе не делает селфи - фото природы на память.

Не знаю как тут со Щуками, а вот с пейзажами все прекрасно.

Где-то в далеке видно ее продолжение. Но следов уже не многое - дальше туристы ездят не часто.

Попытка пройти напрямик не удалась - дальше вода по пояс.

Зато если уйти глубже к центру озера то глубина максимум по колено. "По воде аки посуху" (с)

Проводим первую машину - Глюк,  "без шноркеля, зато тойота" (с)

Ну и за ним остальные по "живым бакенам".

В целом преодоление Щучьего состоит из 4-5 переездов между островочками суши. На последнем куске пожалуй самая глубокая лужа.

Когда пешком кажется глубоко - когда на машине даже колеса не уходят под воду.

Тем не менее такая преграда останавливает кучу джиперов. Дальше не было ни души.

Вот и озеро Гольцовое. По одной из версий именно из-за большого количества арктического гольца водоем получил такое название.

Озеро Гольцовое имеет горно-ледниковое происхождение, так как основное питание получает за счет талых вод и рек, спускающихся с горных вершин.

Озеро завораживает. Моей тайной мечтой является посещение плато Путорана и вид этого небольшого озера полностью соответствует видам озер на Путорано в моих мечтах.

А если учесть что мы были совсем одни на огромном озере это еще больше погружало в дикую природу.

Озеро почти безмолвно.

Кажется что время застыло тут. И только солнце катится по горизонту, так и не заходя за него.

Оно почти до полуночи так и пылало над лесом.

Утром мы все таки искупались в озере. Вода впрочем тоже соответствовала образу из моей мечты..ледяная. Макнулись только мы с Сашей - остальные устроили походный душ с подогретой водой.

А вот рыба не клевала, хоть и плескалась весь вечер.

Нам пора дальше. Решаем попробовать пройти брод через Бассейная Куна. Никто достоверно не знает какая там глубина, а весна в Хибинах поздняя и воды много.

Вскоре мы добрались до этого брода. Река очень быстрая и довольно глубокая - попробовали перейти в телепузиках - с ног валит, еле держишься на ногах.

Долго я ходил туда обратно ища проход. Все равно есть место где глубина и течение..стремно, но надо пробовать. Закрепили лебедку и .... Глюк спокойно перехал реку.

Саша герой - отважно преодолевал реку с тросом туда обратно - промок но помог!

Брод состоит из 2х частей - сначала бурная часть реки - там быстро но не глубоко. В центре островок .

Потом спокойная - там чуть чуть поглубже, но вода спокойная и не заливает.

Алена работает с тросом.

Так как я ехал первым решил не рисковать..Алену оставил на том берегу. Потом ее перевозил Саша.

В целом глубина небольшая - даже фары не замочил

После брода через Куну дорога уходит в лес.  То что воды в этом году много явно видно - дорога идет по берегу озеру, но сейчас она затоплена. Благо есть объезды.

Дорого на сказать что сложная, но местами изнурительная. Поначалу были места, где можно было быстро мчать сквозь сосновые леса,

Но ближе к Имандре начались каменные россыпи.

Шаг за шагом, камушек за камушком...

Хорошо что дно везде твердое.

Я подсел только в одном месте, решим объехать засаду.

Каменная река.

Медленно но верно движемся к поселку Имандра.

Имандра станция на железной дороге. В нее ведет 2 пути со стороны Аппатит - вдоль ж/д и чуть подальше от нее. Мы выбрали вторую. Есть одно сложное место - подъем после брода через рек Гольцовка.

Подъем крутой, тяжелый атмосферник сам не заедет. Решил на лебедке

С трудом но влез. Коллеги смогли заехать с разгону самостоятельно.

Сразу за подъемом мы встали на стоянку. Прекрасный сосновый лес и несмотря на близость к дороге никого не было.

Утром я наделся что мы быстро домчим до Аппатит, но в итоге потратили почти полдня - дорога в целом довольно убитая. Есть даже бродики.

Река Медвежий. Видимо ручей, но по мне так река.

Весьма глубокий брод.

Для тех кто решит повторить наш маршрут хочу предупредить о пропускнйо системе на выходе с маршрута. Дело в том что дорога после пос Хибины проходит через территориую комбината АНОФ-2 и чтобы проехать через территорию нужен пропуск. Как объехать КПП я не знаю, поэтому лучше попытаться заранее получить пропуск.

Мы же мчим дальше...наша цель Ловозерские тундры. Для этого нам нужно сделать круг в 150 км, обогнуть хибины по большому кольцу , добраться до поселка Ревда.

Заехали в город Оленегорск и пообедали в уютной кафешке.

По пути над лесом возвышается загоризонтная радиолокационная станция Дарьял.

До Ревды добрались уже часам к 11 вечера. Но солнце еще не село. Начинаем подъем в Ловозеры.

Вид на Хибины  с Ловозер.

В районе горного массива находится Ловозёрское месторождение редкоземельных металлов, имеющее большие запасы тантала, ниобия, цезия, церия и других металлов. Собственно об их наличии мы узнали по пищащему дозиметру. Периодически он начинал истошно пикать.

Озеро Умбозеро. Когда нибудь хочется попробовать их Хибин напрямую по краю Умбозера до Ловозер.

\

Доехали до перевала геологов, высота 998 метров.

Луноход приземлился.

А дальше мы отправились преодолевать старые гати по дороге от поселка Октябрьский в сторону оселка Умба.