Полюса холода

9 Авг 2018

Эта часть рассказа посвящена исключительно двум точкам. Но зато каким – полюса холода Северного полушария.  Их на самом деле не два – споры о том где была зафиксированна (причем не всегда по факту, а лищь по расчетам) самая низка температура не утихают. Но мы побывали в 2х , которые расположены довольно близко друг от друга: Томтор и Оймякон. Томтор был нам по пути, а в Оймякон пришлось съездить в сторону почти 30 км. Но обо всем по порядку
Собственно маршрут на старую колымскую дорогу  начинается от бывшего поселка Кюбеме на трассе. Поселок заброшен и разрушен, хотя раньше был весьма большой. Сейчас только заправка и кафе чуть чуть дальше поворота в сторону Магадана. 
Заправляемся на азс/кафе бочке на «Кубе». 

Место по сути культовое для тех кто еде в Магадан – наклейку негде приклеить. Каких людей или клубы я даже знаю лично. Но мы свою приклеили в уголке. Кто будет ехать за нами, сфотографируйте как она там.

Немного смешно потом нахожить эту бочку....в трипэдвайзере https://www.tripadvisor.ru/Restaurant_Review-g12311978-d10040604-Reviews-Cafe_Kuba-Kyubeme_Sakha_Yakutia_Republic_Far_Eastern_District.html 

Заправились  по полной, хотя в Томторе есть работающая заправка.  Дизель 53.7 руб Комары сдохли от таких цен. Толи еще будет...

Тяжелые трагичные места. Так почти везде тут...

 

До Томтора от трассы около 150 км неплохого грейдера.

Поначалу думали что вот она наконец то глушь. Вот даже внезапно высковший из ниоткуда в никуда Шарик офигенно смотрел на нас.

 Но видимо он лишь удивился московским номерам, потому что машины идут регулярно. Раз в полчаса но уж точно кто-то едет, а то и чаще.  Мосты деревянные, но свежие, крепкие

Хотя некоторые выглядят весело. Староколымские волны?

Влево вправо красота. Выскочили из лесов в гористую местность, загляденье. 

ГрЫбочки

Бесконечные километры дороги вьются сквозь леса и горы.

А вокруг болота

А еше якуты очень любят ставить всякие монументы. По делу и без дела. Но зато - фототочка. 

К Томтору подъехали часам к трем дня. 

Малая авиация на взлете.

По всюду гордые указатели про Полюс Холода. 

К Томтору подъехали часам к трем дня. По всюду гордые указатели про Полюс Холода. 
Согласно работам С. В. Обручева была  здесь была зафиксирована температура −71,2 °C, то есть самая низкая для северного полушария. Но насколько я понял, ее получили неким вычислительным путем, а не по факту. Но не важно, все равно очень холодно. Более того , если опять же вычислительным путем привести температуру на южном полюсе к тепреатуре на уровня моря, то и тут Томтор-Оймякон победят. Будет ли это этого теплее на станции Восток сказать сложно, но как говорят математика наука точная)

Памятник Обручеву. 

Встретились с местной администрацией – там сказали что до нас по староколымскому тракту пытался проехать Камаз-сайгак с норвежцами, но не смог из за слишком глубоких бродов. Я уже привык не доверять подобным рассказам , надо пробовать. Но новость конечно немного удручила нас. Ну да что будет то будет.

Немного фотографий Томтора.

Связь наше все! Тут еще ловил МТС вроде, а в Оймяконе нет. Но там была другая удивиельная ещь для этих краев, но о ней позже. 

Кладбище за городом. Очень необычные кресты с какими то V образными палками.

Всемирный глобус Томтора! 

Решаем съездить в Оймякон. Все таки он более официальный полюс холода. До него еще 38 километров, правда дорога сильно хуже грейдера до Томтора.

Дорога на Оймякон идет сквозь болота, но твердая и предположу что проходимая в любое время года.

Еще по дороге в Оймякон видели след  машины на болота. Я еще подумал "ктож туда сунится". На обратном пути нам повезло" . Или не нам... В общем в десятке метров от дорои сидела буханка. Якуты заче то решили н аней поехать на то самое болот. Конечно сели. В общем мы поупражнялись с лебедкой и вытащили их. 

По дороге

Лошади. Они тут повсюду..в самых удивительных местах. Позднее мы видели большой табун на старой колымской дороге в десятках км от поселка. Пасутьса сами по себе.

 

Ытык сир - Урех -Терде. Не совсем понятно, но видио ктото умер в 850 метрах  справа.

Но мы живы и наслаждаемя замечательной природой, погодой, полями и облаками. 

А вот и он - ОЙМЯКОН!

Тень полюса холода! В тени наверно еще на пару градусов холоднее...

Ну тут конечно надо было в плавках попозировать, потом в фотошопе снега навалить. 

Отдельно Родион

ну и конечно Глюк! Наверно радуется всем своим дизельным нутром что сейчас не минус 71,2 градуса ниже нуля.

Дорога уперлась в глубокий брод. Прошли дожди и ее немного..смыло. Хорошо что был объезд.

Оймкон как Томтор - найдите 10 отличий.

Видимо специально для иностранных туристов.

Стелла в честь полюса холода. Село находится в котловиние и сюда с гор "стекается" холодный туман. Как позже говорили местные охотники, последние годы "потеплело" - же не кажду зиму доходит до -60. 

Как пишут на википедии, в 1926 г. геолог С. В. Обручев, направляясь к хребту Черского, в с. Томтор Оймяконского района записал в своём дневнике, что в этих местах возможна температура −71,2°С. Однако, так как документальное подтверждение подлинности замеров отсутствует, официально они не признаны.
Официально признанный абсолютный минимум был зарегистрирован Оймяконской метеорологической станцией (основана в 1929 г.) 6 февраля 1933 г. — −67,7°С.

А летом тут прекрасно. Кайфуем!

Так от нас очень поразило что около стелы "ломовой" гостевой интернет. правда увы видимо для пользователей билайна - смс так и не пришло ни на МТС ни на мегафон. 

На обратном пути еще спасли мотороллер муравей, который застрял посреди деревни. А пока сапсли сфотал полленицу дров, очень теплый ламповый вид.

Двинулись в обратный путь - на еще надо было успеть заправится в Томторе и попробовать начать путь по старой колысмской дороге. 

Но раз уж суждено было быть спасателями в этот день..никуда не деться. В Томторе на наших глазах девочки на мотоцикле не впислись в поворот и упали. 

Испугались больше чем ушиблись - к счастью все обошлось. Как они смогли вообще ехать на тяжелом ИЖ мне неясно. Пришлось их везти домой, а Родион поехал верхом на ИЖе рядом. 

Вечером мы все таки вышли на начало старой колымской дороге, но об этом я писал в следующей части.

Продолжение следует..