Русский север - отчет Ach-а




Русский север-2008 - руристическая поездка клуба Внедорог
Сроки: 20 июля 2008 (воскресенье) – 2 августа 2008 (суббота)

Отчет Александра Чеботарева (Ach)

Нитка маршрута: Москва, Вологда, Архангельск, Пинега, Кимжа, Мезень, Смоленец, Усть-Кыма, Койнас, Бол.Пысса, Усогорск, Благоево, Нюхча, Мамониха, Северный, Красное, Белореченск, Ламбас, Двинской, Верхняя Тойма, Котлас, Великий Устюг, Вологда, Москва.
Участники:
KIAlex, Дядя Саша, Дачный Отшельник на Маздае (Mazda B-2500, BFG MT 33", лебедка)
ach, Бригантина на Ренге (Jeep Wrangler, BFG MT 33", лебедка)

День 1
Традиционно поздний старт из Москвы. Проехали Вологду и встали на ночевку в заливных лугах на берегу р.Сухоны. Сухо, но грязь зачетная. Видно, что в мокрую погоду тут очень "оффроудно". Купались в Сухоне.

День 2
Ближе к Архангельску трасса М8 активно ремонтируется, скорость движения падает. В середине ночи (благо, уже почти всегда светло) сворачиваем с трассы и становимся на высоком берегу Северной Двины. Обрыв огромен – спуститься к реке тяжело. Купались в Северной Двине.

День 3
Заезжаем в Холмогоры. Паром на "родину Ломоносова" уже не ходит. Экипаж Маздая решает посетить краеведческий музей, а экипаж Ренга – искупаться в Северной Двине. Температура воздуха +30, более теплой воды в реке я никогда не видел! Вроде бы, в музее тоже было интересно.
Доезжаем до Архангельска, заезжаем на набережную к мысу Пур-Наволок (жаль тут искупаться негде), осматриваем "нулевой километр" северных дорог, стартуем в сторону Мезени.
Проезжаем мимо музея деревянного зодчества Малые Карелы. Конечно, в это время (ночь) он закрыт, фотографируем то, что и так видно. В следующей же деревне по дороге стоит огромная деревянная церковь – она не музей, и к ней можно подъехать вплотную.
Асфальт дороги идет не там, где на карте обозначена старая грунтовая дорога – сворачиваем с него и едем по тому, что когда-то было единственной дорогой. Когда это направление превращается в заросшую просеку – становимся на ночевку.

День 4
Выбираемся на новую дорогу (асфальт уже закончился, и она представляет собой хороший грейдер) и едем в сторону Пинеги (населенного пункта). Но сначала выскакиваем на берег Пинеги-реки… Какая же красота! Огромные песчаные пляжи и ни одной живой души! Купаемся в Пинеге.
В какой-то момент дорога начинает забираться в гору – почти серпантин! На самом верху ("на перевале") есть площадка для остановки – совсем рядом открывается изумительный вид на Голубинский Провал – огромную расщелину в скалах. Где-то на ее дне есть настоящие пещеры. Любуемся видом, делаем фотографии.
Чуть дальше по дороге – отворотка и еще один крутой подъем. Красная Горка. Старинный (ныне полуразрушенный) монастырь соседствует с домом отдыха. Вековые стены, вокруг которых набросаны осколки могильных плит с выбитыми надписями на церковно-славянском… А рядом на склоне трактор ровняет горнолыжный спуск…
Проезжаем поселок Пинега, сразу за ним – мост через пересохший участок Пинего-Кулойского канала. Чуть дальше выезжаем к его берегу - посмотреть остатки деревянного шлюза. В этом месте канал уже вполне полноводен.
Рядом с дорогой стоит поминальный крест – жертвам политических репрессий в лагере Кучин-Нос. Сворачиваем в лес, чтобы найти какие-нибудь следы этой мрачной страницы истории края – нет, природа уже вернула себе эти места. Лишь в одном месте полусгнившие бревна выдают остов большой постройки.
Дорога идет по свежей насыпи через огромное болото – совсем недавно здесь был только зимник. По ней выезжаем к речке Кимже. Наш первый паром в этой поездке. Сворачиваем в деревню Кимжа, стоящую на стрелке между двумя реками - Кимжей и  Мезенью. Это настоящий музей под открытым небом – в деревне все постройки из дерева: огромная церковь (реставрируется, частично закрыта строительными лесами), двухэтажные жилые дома, подсобные строения, полуразрушенная ветряная мельница… Фотографируем и спешим к переправе через Мезень – время идет к ночи, и как работает паром мы не знаем. На паром стоит большая очередь, но обещают "перевезти всех". Раскладываемся готовить "быстрый ужин".
Очередной встречный паром привозит с той стороны геокешеров NikeR и Stereometria – они ехали раньше нас и уже возвращаются. Процесс дружеского общения перемещается на пляж Мезени чуть в сторону от переправы – никуда мы в этот день уже переправляться не стали. К сожалению, холодает – от купания в реке приходится отказаться.
Узнаем, что проехали наши предшественники не слишком далеко – дорога после Смоленца постепенно сходит на нет, и по всем сведениям, в Усть-Кыме – тупик, нет переправы через Мезень. Но вроде бы, если суметь переправиться через Кыму и доехать до Койнаса, то в Койнасе у кого-то есть баржа… Что ж, посмотрим…

День 5
Прощаемся с NikeR и Stereometria – нам на паром через Мезень, им на паром через Кимжу. Переправляемся быстро – с утра очереди на паром нет.
Заезжаем в город Мезень, посещаем местный краеведческий музей. Увы, сейчас этот город – погранзона (хотя до границы отсюда… на самолете 3 часа лету), поэтому приходится пообщаться с людьми в погонах. Вроде как и все вежливо, но все равно неприятно. Главная проблема в том, что обе автозаправки в Мезени попадают в эту самую погранзону, а где заправка встретится в следующий раз – еще вопрос. В общем, заправившись, перестаем быть "нарушителями" – Мезень была самой северной точкой поездки, но самое интересное впереди – на востоке...
Едем в сторону Смоленца, заезжая почти в каждую деревню по дороге – везде есть что посмотреть: старинные деревянные церкви, часовни, поклонные кресты… И все это в обрамлении красивейшей природы – огромная река Мезень, обрывы красной глины, многочисленные ручьи и мелкие речушки, болота, хвойные леса…
В Смоленце переправа в Лешуконское. Увы, заезжать туда – потерять день, паром ходит очень редко. Едем дальше. Здесь заканчивается грейдер – дальше пробитая бульдозером узкая полоска мелких камушков вдоль самой Мезени. Справа вода, слева глиняный утес.
В каком-то месте эта дорога отходит от уреза воды, чтобы пересечь впадающий ручей. В месте впадения – небольшой пляжик. Становимся здесь на ночевку. Купаемся в Мезени.

День 6
Погода портится, накрапывает мелкий дождик. Хотя после жары предыдущих дней и с перспективой болот впереди совсем не кажется, что это так уж и плохо. Едем дальше, в Пылеме дорога уходит с берега в поля. Здесь это уже просто грунтовка - то укатанная, то разбитая, то резко поднимающаяся в гору, то столь же резко ныряющая вниз. Ездившие здесь в "мокрую погоду" описывали это как уже "внедорожный участок" маршрута.
В поселке Ценогора заправка. Работает с 8 до 9 утра по рабочим дням – конечно, мы в такое время не попадаем! Благодаря мэру (замечательная отзывчивая женщина), находим заправщика и заполняем баки (есть и 92й бензин, и дизель). Вообще, люди в этих местах невероятно отзывчивы – не раз еще с этим столкнемся.
В нежилой деревне Конещелье находим отворотку в лес, которая должна вести к Юдиной Пустыни – затерянной в лесах церкви. Несколько километров можно без труда ехать, потом дорога упирается в болотце… Перетащить Ренга лебедкой на другую сторону оказывается не слишком сложно, но бесполезно – дальше дорога совсем заросшая. Тот случай, когда быстрее сходить пешком.
В нескольких километрах после Конещелья большая низина с бродом. Оставляем её «на завтра», становимся в соснах на холме перед этим местом.

День 7
Проезжаем низину и едем дальше к Усть-Кыме. Опять деревни, в каждой из которых есть что посмотреть, что сфотографировать…
В Усть-Кыме видим место бывшей переправы. На другой стороне Мезени даже находится база дорожников, оттуда уже должна быть дорога на Койнас. Но парома нет…
Отправляемся искать брод через Кыму. Местные жители ничего про брод не знают – "да мы не ездим в ту сторону" –, а ведь Кыма-то впадает в Мезень буквально в километре от их деревни. Уже в стоящем на отшибе, еще ближе к Кыме, хуторе находим знающего.
Сам подъезд к броду по пойме Кымы оказывается размыт и подболочен. Долго ищем проезжую траекторию, и наконец  - мы стоим на берегу… Под сотню метров сильного течения, глубина выше колена, крутой глинистый выезд на берег… Штурманы размечают реку "живыми вешками" – поехали. На удивление без проблем переезжаем.
Попадаем на старую лесную дорогу. Это участок знаменитого Печорского тракта, древнего торгового пути к Полярному Уралу и далее в Сибирь. Но нам надо преодолеть лишь около десятка километров и найти отворотку в сторону Койнаса.
На дороге глубокие колеи, лес подболочен. В ход часто идут лебедки. Где-то пробиваю колесо – гудрич, низкое давление и сучковатое бревно в колее… К счастью, удается дотянуть на спускающем колесе до сухого ровного участка. Замену колеса совмещаем с обедом.
Еще один брод, и выезжаем на сухую накатанную песчаную дорогу! Это и есть дорога на Койнас. На песке следы шин стандартного УАЗа – это вселяет надежду в существование парома, т.к. сам Койнас стоит на другом берегу.
Через несколько километров огромное болото и гать через него. Из бревен гати торчат "костыли", какими обычно приколачивают железнодорожные рельсы к шпалам. Решаем не рисковать колесами в сумерках и становимся на ночевку до болота.

День 8
Пока все пьют утренний кофе, Бригантина надевает сигнальную жилетку, берет кувалду и отправляется заколачивать в гать костыли. Конечно, гать от этого улучшилась мало, но "фотосессия" удалась.
Выезжаем на пляж напротив Койнаса… Баржа есть! Но она лежит на противоположном берегу, вытащенная на берег…
На реке в лодке есть человек, машем руками, сигналим – подплывает. Знакомимся с начальником местной метеостанции. Расспрашиваем про баржу и возможность переправы, Дядя Саша и Бригантина отправляются на лодке искать паромщика и договариваться с ним. Ждем…
И вот на том берегу начинается движение – ЗИЛом баржу спихивают на воду и двумя моторками тащат к нам! Никогда бы не подумал, что две "казанки" с "ветерками" могут тащить против течения такую баржу!
Замечу, что все это происходит в воскресенье во второй половине дня. Все участники действия – абсолютно трезвы! Нечто, не укладывающееся в привычную грустную картину мира…
Заходим сказать еще раз спасибо начальнику метеостанции, и нас тут же усаживают за стол. Расспрашиваем про то, про се… Оказывается в Койнасе осталась последняя из трех метеостанций в этих краях. Две другие – Вожгора и знаменитая Борковская. Когда-то эти три метеостанции фиксировали самые низкие зимние температуры в Европе. Да тут "Европейский Полюс Холода", оказывается!
Дорога, связывающая этот поселок (административно относящийся к Архангельской области) с собственно Архангельской областью, существует только зимой. Летом – только огромный крюк через Коми. Все товары – из Коми.
Спрашиваем – "А как так, что тут, никто не пьет?" – "Да был один пьющий, помер"…
В Койнасе есть заправка, тоже работает "по просьбе". Заправляю Ренга, 92-й бензин еще остался. А вот ДТ уже израсходовали. Бензовозы приходят редко…
Уже под вечер отправляемся дальше… Дальше - дорога в Коми.

День 9

Переночевав на высоком берегу лесного озера, въезжаем в Республику Коми. Эту черту обозначает синяя табличка на обочине грейдера. Вообще, поскольку других дорог нет,  дорожные знаки и даже километровые столбы на грунтовках и тем более грейдерах – дело в этих краях вполне обычное.
Дорога выводит в поселок Большая Пысса, здесь нам опять надо переправляться через Мезень. Паром работает с 7 до 10, с 13 до 14 и с 19 до 21. Увы, к 14 мы опоздали… Заезжаем в поселок, пробуем найти паромщика, но предложение перевезти нас в неурочное время за отдельное "спасибо" отклика не находит…
Контраст с "архангельским" Койнасом – огромен. В поселке большие дома, котельная… И пьяные на улице… Видимо, тут пьющие не помирают. Цивилизация.
Что ж, выезжаем из поселка к переправе и ждем на берегу до вечера, ночи светлые, ехать можно будет долго.
После переправы едем по бесконечной песчаной дороге. Наша следующая цель – город Усогорск. Ближе к городу песок сменяется грейдером, а потом и асфальтом… Мы от него уже отвыкли! Причем, не только мы, но и наши машины… КИАлекс в рацию сообщает, что у Маздая проблемы с тормозами, вероятно от песка и грязи стерлись колодки… Уже поздно, ищем съезд в лес и становимся на ночевку.

День 10
С утра КИАлекс пробует заменить тормозные колодки – но имеющиеся запасные не подходят… В Москве в магазине ошиблись… Медленно и печально едем в Усогорск, Маздай едва тормозит – колодки стерты "в ноль", будем пытаться что-то сделать в городе.
Усогорск, вопреки нашим опасениям, оказывается вполне живым городом с приветливыми людьми – находим и сервис, где посредством "болгарки" имеющимся колодкам придается нужная форма, и шиномонтаж, где мне заклеивают пробитый гудрич (все же впереди еще 2000км, и запаска не помешает).
Отъезжаем от города на берег Мезени, пользуясь солнечным днем, устраиваем "банный день". За несколько дней дождей река успела остыть – плескаться в воде, как в первые дни поездки, уже не получается, но смыть с себя "загар" из песка все равно приятно.
Думаем, куда отправиться дальше – несмотря на сложности с переправами, у нас остается запас по времени. Вроде бы, есть дорога в сторону Сыктывкара, но это уже "асфальт". И хоть перспектива побывать в столице Коми заманчива, но выбираем дорогу поинтереснее – на запад, в сторону Архангельской области через Благоево. Вскоре после города дорога заканчивается и начинается "лесовозка". Но это не привычная нам по средней полосе колея, уродующая природу, а аккуратная песочная дорога, да еще и выложенная 2мя рядами бетонных плиток под колею!
Когда-то во времена СССР этот район Коми был предоставлен в аренду Болгарии для лесозаготовки. Болгары построили города, хорошие дороги и даже вот такие "цивилизованные лесовозки". А на рубеже 80-х/90-х болгары уехали. Вроде бы, их никто и не выгонял – просто закончился срок аренды, а продлевать договор в те годы было некому : обеим странам было не до людей в тайге.
Проезжаем базу лесозаготовителей и делянки. За ними плиты заканчиваются, и дальше идет уже обычная песчаная лесная дорога. С вершин холмов видна только тайга и уходящая вдаль песочная лента дороги – и так добрую сотню километров!
К ночи добираемся до берегов Пинеги в ее среднем течении. Здесь и становимся на ночевку. Мы уходим все южнее, да и дни к концу июля становятся все же короче – ночь уже вполне ощутима. Темно, только самый север неба светел, и совсем низко над горизонтом виден тоненький серпик молодой луны.

День 11
Очередной паром между деревнями Сосновка и Мамониха. Нам на другую сторону Пинеги и по "технологической дороге" на юг, в сторону поселка Северный. Снова сотни километров тайги и уже привычной песчаной дороги.
От Северного пробуем пройти "напрямую" к верховьям Пинеги в район поселков Лохома и Ламбас. Грунтовка есть на картах, и даже прослеживается на местности… Но видно, что ей давным-давно никто не пользовался. Это настораживает, так как по карте впереди большое болото. Да и время нашей поездки начинает подходить к концу. Разворачиваемся, возвращаемся поближе к Северному и становимся на ночевку. Завтра будем искать переправу через Пинегу и выезжать известной дорогой  на Красное и далее - на Белореченский.

День 12
Паром стоит на берегу. Паромщика нет. Спрашиваем в поселке – уехал на тракторе в лес, когда будет - никто не знает… Возвращаемся на берег, ждем… Замечаем в стороне следы брода! Четкий въезд в воду и выезд на другом берегу, там даже дорожный знак какой-то стоит! Промеряем глубину – глубоко, но не предельно для наших машин, течение сильное, на дне, вроде бы, твердый песок… Размечаем переправу вешками. Пробую проехать на Ренге… Ровно посередине реки машина "прилипает". Зыбучий песок…
На берегу уже спешно разматывают лебедку, достают все имеющиеся удлинители.
"Девятитысячная" лебедка натягивает трос и останавливается! Перецепляем всю связку удлинителей к бамперу Маздая и пробуем дернуть – практически бросаю сцепление в момент рывка и выскакиваю назад… Увы, если так сложно "доставали" легкий Ренг, то тяжелый пикап точно не вынем, даже если удастся протащить Ренга на другую сторону…
Дожидаемся паромщика. Он смеется над нашими приключениями: оказывается, то, что мы приняли за брод – место, где реку пересекает зимник! А так там песок такой, что трактора садятся… "До Осяткино дорога плохая, а дальше хорошая, там автобус ходит"… Автобус – это Урал-вахтовка… Что ж, переправляемся и - вперед.
До Осяткино доезжаем без особых проблем. Лишь в одном месте КИАлекс промахивается мимо деревянного мостика и повисает одним колесом в яме. Я уже впереди, но тянуть надо назад. Нахожу объезд и вытягиваем Маздая из западни. В Осяткино спрашиваем дорогу – нас предупреждают о двух серьезных бродах. "Езжайте, скоро пойдет автобус, если что – перетащит."
Первый брод – небольшая речка в глубоком овраге. Видно, что воды тут бывает много больше, чем сейчас. На дне глина с набитой колеей "автобуса", но рядом находим совсем мелкую траекторию по камням. Прошли!
Второй брод – через приток Пинеги реку Илешу. Метров 40 сильного течения, песок. Но тут-то точно ходит автобус – видны его следы на песке! Едем брод ходом. Застревать в песке больше не хочется. Второй раз прошли! Настроение победное – мы-то почти боялись! Устраиваем привал – перекусить и искупаться. День опять теплый, вода отличная.
В Красное въезжаем уже в темноте. Находим песчаную дорогу на Белореченский. Решаем "ехать пока едется" – завтра надо уже выйти на асфальт… От Белореченского дорога становится твердым грейдером. Уже в рассветных сумерках сворачиваем в лес и становимся на ночевку.

День 13

Верхняя Тойма. Райцентр. Тут есть обычные дороги – на автостанции среди автобусов даже стоит пара ПАЗиков. Но вот дорога "на большую землю" – только через паром. А еще единственная заправка не работает, потому что нет электричества. Снова долгое ожидание парома. Тут он огромный – влезает несколько десятков машин - и ходит строго по расписанию. Путь у него не малый – Северная Двина река большая, а на ней еще и остров обогнуть надо!
Сразу после переправы придорожное кафе. Останавливаемся пообедать. Как же вкусно и обильно там кормят! Наедаемся до отвала!
А дальше…Обычная асфальтовая дорога,  ремонтируемые участки с трясучей "гребенкой", наконец-то заправка (предыдущая была аж в Усогорске), ближе к Котласу уже нормальный асфальт. Ночью проезжаем по окружной дороге мимо Великого Устюга, сворачиваем в лес, ночуем.

День 14
Вологда – Ярославль – Москва… Вот и все.

Неопределенный