Иркутско –Якутский ямщицкий тракт

7 Авг 2018
Друзья! Снова предлагаю включить “машину времени» и переместить вглубь времен и отправить еще по одному старинному маршруту. Он не столь известен как Сибирский тракт, хотя по сути является его продолжением на восток. Речь пойдет о старинном Иркутско-якутском ямщицком тракте. 
В Якутии до революции имелось три крупных тракта - Иркутско-Якутский, Охотский и Аянский. До вхождения в состав России Якутия жила в полной географической изоляции от центра страны - на территории Якутии не было регулярных путей сообщения. В зимовья и острожки люди попадали на лодках по Лене до устьев Оклемы и Витима, а далее были сухопутные дороги. И вот в 1743 году по берегам Лены от Витима до Якутска появился Иркутско-Якутский ямщицкий тракт.
 
Сколько слез, пота и крови пролито, сколько песен пропето на этом полуторатысячном пути от Якутска до Киренска. Мне удалось не только погрузится в его историю, но и проехать по его небольшому участку, посетить несколько музеев в старинных ямщицких селах на берегах Средней Лены. В одном из этих музеев в городе Покровск есть большая экспозиция, посвящена этому пути. Более того, директор музея, узнав о том, чему посвящена наша экспедиция, подарила мне книгу под названием «Возвращение к истокам».
Книга посвящена 265-летию со дня образования Иркутско-Якутского почтового тракта. Собственно, этой книгой я и воспользовался при написании этого отчета.
Начну свой рассказа я с истории российских ямщиков. Занятие извозом – бизнес в России чуть менее распространённый, чем торговля. Но так же, как и в торговле, редко кто объявляет официально о занятии извозом, если работает на себя, а не на хозяина. Извоз всегда был дополнительной статьей доходов. Слово «ямщик» происходит от слова «ям» - так в России в XIII-XVIII называли почтовые станции, на которых меняли лошадей. В переводе с татарского «ям» означает «место остановки». С середины XVIII века ямы стали называться почтами.  Этим же словом «ям» в XIII-XV веках называлась и ямская повинность – государственная повинность населения по перевозке лиц, находящихся на государственной службе и государственных грузов. А еще эта повинность называлась «повоз».С конца XV века население обязано было поддерживать в порядке дороги и ямы и предоставлять для государственных нужд подводы, продовольствие и проводников.
 
Для устройства яма из Москвы или ближайшего города приезжал «приказной человек». Он «расписывал» дорогу с устроенными на ней «станами» и обязанности населения по числу дворов «кому с кем смежно и сручно». Договор оформлялся письменно и вручался приказчику . Иногда заключался договор между ямщиком и населением: ямщик брал обязательства по исполнению ямской повинности, а община платила ему годовое жалование. 
Ямщик должен был держать трех меринов, записывать всех путешественников, их число, количество подвод, предоставляемые документы (проезжие грамоты) и заплаченные «прогоны». 
Первым начальником Ямского приказа был князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Иван III призывал своих приемников к поддержанию гоньбы в хорошем состоянии. Ямская «гоньба» это говоря современным языком почтовая и транзитная перевозка. При Петре I появились почтамты и почтовые конторы, для военных и административных надобностей была организована почта параллельно дорожной. Екатерина II продолжила реформу – был введен должностной штат почтовых служащих, вместо «пожизненно обязанных ямщиков» набирали почтовых служащих по вольному найму, была установлена единая почтовая трасса по всей стране. В начале XIX века в России было 458 почтовых отделений, 5000 почтовых чиновников.
Но вернемся к Иркутско –Якутскому тракту.  Для установления регулярной связи с центром России в 1773 году был открыт Якутско-гужевой тракт. 
Линия тракта была проложена по левому берегу Лены от Витима до Якутска по совершенно не заселенным местам. В 1743 году чиновник Якутской воеводской канцелярии Захар Баишев основал 28 станций.
Вначале на каждой станции стояли одинокие якутские юрты, называемые ямскими поварнями.
Вначале от Якутска до Олекминского округа были организованы следующие станции
1. Табага – от городской станции 25 верст
2. Уулаах-Аан  
3. Самартайск – 42.5 верст (ныне станция в Бестях)
4. Тойон-Ары – 30.5
5. Тит-Ары – 44 версты
6. Синск – 52 версты
7. Дюра - 51.5 верст
Обгон почты в этих станках Якутская воеводская канцелярии возложила на якутов Хангаласского улуса. Зимой дорогу готовили по льду, расчищая торосы, ставили еловые ветки.
На сухопутных участках строили мосты, клали гати. В летнее время на плесе расчищали кустарник, расширяя бечевник, засыпали рвы. Строили и почтовые станции. Якутско-Иркутский тракт эксплуатировался круглый год. Летом возили на лодках, вниз по течению самоплавом, а вверх против течения тянули лодкой бечевой при помощи лошадей или группой ямщиков.
По указу от 28  января 1773 года на каждой почтовой станции полагалось держать по две или четыре лошади, которые должны были находится «денно ношщно вхомутах», а при них  два человека «во все одетых и готовых к делу».
Обгон почты был сопряжен в первую очередь из за длинных дистанций прогона между станциями. В 1740х годах начались жалобы якутов на разорительность содержания тракта и злоупотребления царских чиновников. 
Далее постараюсь описать маршрут и посещение ямщицкий подворий по Якутскому тракту от поселка Тит-Ары. В нескольких деревнях и городах по пути оказались музеи, посвященные тракту в Тит-Ары, в Еланке, в Покровске.
Село Тит-Ары расположено на левом берегу Лены на довольно крутом берегу, через протоку Лены находится лесистый остров Тит-Ары. На довольно большое расстояние по берегу протянулись два ряда деревянных крестьянских домов  с одной широкой улицей между ними. Каждое лето шла по Лене из Иркутска ярмарка , по два-три дня торговала  на станциях. Были и гулянья, выпивали, но не доходило до потери разума и драк.

Правда…в Тит-Ары музей был совсем закрыт. Мы заранее созвонились с кем то из администрации с просьбой провести экскурсию, но выяснилось что женщина-экскурсовод уехала на покос. А ключи от музея есть только у нее.

Довольстовались только внешним осмотром и фотографией у верстового столба.


В Еланке примерно тоже самое – в музее никого. Но тут по крайней мере стоял указатель на дороге, хотя даже зная что в селе музей, отыскали мы его не с первой попытки.

На наiе счастье вход во двор был открыт. На двери записка с номером телефон. Звонили мы долго, около получаса, но увы никто не брал.

Отправились на осмотр внутрь.

Расстояние между существовавшими тогда станциями Тойоно-Аринская и Тит_Аринская составляло 44 версты, а между Тит-Ары и Синском – 52 версты. Это были одни из самых длинных и тяжелых перегонов  на всем Иркустко-Якутском тракте.  Перегоны, которых боялись в сильные морозы не только ямщики, но и проезжающие, лично испытавшие их.   
Дело от открытии новых станции решалось 14 лет. И все же в 1820-1870-х годах с большим трудом возникл8 8 промежуточных станций, в том числе Еланская. Только в декабре 1830 года был подписан «Указ Его императорского величества самодержца всросийского ..» об учереждении новых станций, Мархачанской и Еланской.

 Еланка – в уменьшительном виде от слова елань, те возвышенная, голая и открытая равнина. Выбранное место для станции , с ровной еланью у высокой горы, у самой реки, радовало новоселов, но в тоже время  сплошная девственная тайга добавляла тяжелого труда по расчистке. Уже через несколько лет деревушка представляла комплекс деревянных построек: здание самой почтовой станции, конюшня, сараии для ямщиккой утвари, амбар и навесы для саней и дров.


Перед зданием почтовой станции установили полосатый верстовой столб, на которой с одной стороной было написано «От Якутска 159 верст», с другой «До Иркутска 2572 версты».

К 1836 году в Еланке было уже 8 хозяйств, из них только одно не участвовало в гоньбе почты.

 

Вот что указано в пояснительной записке к обустройству постоялого двора

Дом: ширина 8м, длина 16м, высота 3м, русская печь 1 шт, окон - 8 шт, кокмнат 3, якутская печь 1

У центрального входа с левой стороны в улгу расположена якутская печь , которая использовалась для освещения дома, сушки вещей и упряжи. На высоте человеческого роста встроены деревянные жерди для сушки.  Рядом с печкой расположен большой обеденный стол, вдоль стен широкие лавки, на которых ночью спят ямщики и более бедные гости. Справа расположена русская печь, на которой готовят еду, хлеб, а также она служит лежанкой для дежурного смотрителя. В первой комнате обычно располагаются богатые или чиновники. Во второй комнате с тыльной стороны печи располагается семья смотрителя. 

Макет дома, который мы чуть позже видели в краеведческом музее Покровска. 

Помимо дома был еще ряд построек. Сарай для повозок.  Ширина 4 м, длина 8 м, высота 3 м. Сарай для повозок располагался один боком впритык к конюшне, задняя стена глухая стена служила продолжением забора. Ворота сарая выходили во двор. 

Конюшня располагалась также продолжением забора. Внутри располагались ясли, те стойла лошадей, лошадь привязывали головами к воротам, чтобы было сподручнее кормить и быстро выводить. Конюшня делилась на две части: в первой стояли отдохнувшие , кормленые, готовые к выезду лошади, во второй только что прибывшие с гоньбы. Только что прибывших коней распрягали, водили по двору чтобы они успокоились и восстановили дыхание, после всю спину прикрывали попоной и ставили в конюшню, но не кормили, а по истечению двух часов  давали сухое сено, а перед выездом - меру овса и поили. 

С боку со стороны конюшни располагалась святая святых - маленькая кузница и станок для замены и подковки лошадей.

Амбар ставился впритык к дому между входными дверями дома. Амбар делился на две части капитальной стеной , каждая часть имела отдельный вход. В правой смотрители хранили свой правиант, а также почту, эта часть имела кованные двери на железных петлях и закрывалась на замок. Вторая часть служила общим хранилищем для приезжих гостей и ямщиков.В обоих частях амбара для хранения продуктов имелись специальные ящики (сусеки), вдоль стен ставились широкие лавки, на стенах были специальные полки и вешала.

Покидаем Еланку и направляемся дальше в сторону Якутска. По пути наш ждет город Покровск, в котором также есть музей тракта.

По пути у дороги увидели странный столб. Однозначно не могу относится ли этот столб к ямщицкому тракту или что то иное. 

А вот еще один "артефакт" - старый мост. Новая дорога прошла рядом, по нему уже никто не ездит, но он еще до сих пор стоит. 

В  Покровске нам повезло – нам удалось попасть в Хангаласский краеведческий музей имени Г. В. Ксенофонтова".  Но вот незадача…экскурсовод на лето …был в отпуске.  Видимо наплыв туристов в Якутии зимой. Зато директор музея показал экспонаты и подарил замечательную книгу, информацию из которой я использовал в этом отчете.

В музее есть отдельный зал, посвященный истории Иркутско-якутского тракта. Сани и конская дуга с колокольчиком.

Красивая инсталяция вида из окна ямщицкой станции.  

Фотография Покровской постовой станции, интерьера якутского балагана, фото тракта.

В итоге в музее удалось снять на видео экспозицию, но увы рассказа не получилось. 

В самом Якутске есть некий частный музей, говорят очень интересный. Но увы у нас уже не было времени. Вечером я встретился с Добрянцевым Анатолием Анатольевичем – председателем общественной организации «Потомки государевых ямщиков». Он большей частью рассказал о текущих проектах по поддержанию истории тракта, об организованной инициативной группой экспедиции по тракту от Иркутска до Якутска. Большую часть пути они проделали на лодках по Лене, частично проехали маршрут на машинах. 

Иркутско-Якутский тракт дал начало Вилюйскому, а также Верхоянскому, Колымскому трактам, другая его ветвь — это Айанский и Охотский тракты. По этим дорогам проходили казачьи отряды, собиравшие ясак, затем их сменили различные экспедиции исследователей северных земель, берегов Ледовитого океана. По этим дорогам русские люди доходили до берегов Северной Америки, Аляски. С открытием Амура эти трассы, как и Якутск, бывший некогда крупным узлом связи на северо-востоке Азии, потеряли прежнее значение. Впоследствии по северным трактам проходили этапы ссыльных, каторжан, начиная с декабристов и кончая узниками сталинских лагерей на Колыме. По этим дорогам пролегал и большой торговый путь через Якутск, Жиганск, Верхоянск, Колыму доходивший до Чукотки и Камчатки, интенсивно действовавший в зимнее время.

Продолжение следует...