Выбор лебедки



 

 

Наверное, лебедка является наиболее важным из всех джиперовских аксессуаров. Лебедка используется для того, чтобы извлечь автомобиль, потерявший возможность самостоятельно передвигаться.

Пожалуй, не имеет смысла ставить большие и злобные колеса и не оснастить свою машину лебедкой. Иначе можно заехать туда, куда стандартная машина просто не доехала бы, и там сесть. А как извлекать - неизвестно.

Выбирая лебедку, в первую очередь, надо обратить внимание на ее тяговое усилие. По общему правилу, тяга лебедки должна превышать вес Вашей машины в 1,5 раза. Но это очень условно, выбирать надо исходя из конкретных условий эксплуатации автомобиля. Если не предполагается убийственных трофи-рейдов, то можно пойти на хитрость: купить слабую и недорогую лебедку, например ее тяга равна массе Вашего авто, и каждый раз использовать блок. Скорость упадет в 2 раза, но тяговое усилие возрастет в 2 раза. Выбирая лебедку так же нужно определиться - а какая сила будет приводить в движение барабан лебедки? Лебедки бывают: электрические, механические и гидравлические. Мускульные опустим из рассмотрения...
А) Электрические лебедки. В них барабан приводится в движение электромотором, установленным в корпусе самой лебедки. Энергию мотор берет от аккумулятора автомобиля. Неоспоримым преимуществом данного вида лебедок является то, что они очень просты в монтаже. И цена на них очень низкая, по сравнению с другими видами лебедок. И использование электрической лебедки возможно одним человеком.

Достаточно установить лебедку на автомобиль и бросить провода на аккумулятор. И лебедка готова к эксплуатации. Но есть и очень существенные минусы. Во-первых, при эксплуатации в сложных условиях, когда внутрь корпуса попадает вода и грязь, лебедка очень быстро выходит из строя (быстро стирается щеточный узел, стирается коллектор, перегрев мотора с оплавлением изоляции и т.п.). Во-вторых, у них очень большой расход электроэнергии. Большинство машин не могут длительное время использовать лебедку. Садится аккумулятор, и требуется время чтобы его зарядить. Что касается отечественных автомобилей, то использование электрической лебедки на них может осуществляться лишь очень непродолжительный отрезок времени. Слишком мало ампер*часов в АКБ. Кажется у Нивы 55, а у УАЗа около 60. Для сравнения - у дизельной 80-ки 140 а*ч.
Производителей лебедок, представленных на нашем рынке можно разделить на 3 группы. Это дорогие импортные (WARN, Mile Marker, Tabor и т.п, хотя многие перенесли производство в Китай, что плохо отразилось на качестве), более дешевые, но вполне проверенные временем китайские (ComeUp, T-Max), самый дешевый Китай (Troffix, Electric Winch и т.п.) и отечественные (Спрут и пр.) Мне кажется, что при работе в российских условиях, все эти лебедки достаточно быстро выходят из строя. Дорогие сопротивляются дольше, но в итоге их ремонт дороже. Исключение я бы сделал для Спрута - качество ниже китайских аналогов, я бы не выбрал эту лебедку даже в качестве задней (единственный плюс Спрута - малое энергопотребление). Лично для себя я выбрал недорогую и вполне неплохо собранную китайскую лебедку T-max назад и SportWay вперед. По качеству они существенно превосходят российские аналоги, в чем я не раз убедился, и стоят гораздо дешевле WARN-а.
Вывод. Электрические лебедки можно использовать только для непродолжительных винчеваний. Или можно часто, но недолго. В противном случае можно посадить аккумулятор. Или перегреть лебедку. Так же электрические лебедки не обладают большим ресурсом и часто ломаются в самый неподходящий момент. Тем не менее, это самый популярный вид лебедок. Т.к электрическая лебедка проста в установке, да и большинство внедорожников не могут быть оснащены другими видами лебедок. Или бюджет оснащения превосходит все разумные пределы. При установке электрической лебедки следует так же установить АКБ с максимально возможной емкостью (исходить из возможностей генератора и размеров места установки АКБ). Лучше так же установить генератор большей мощности, если это возможно. Обязательно установите мощный (400А) выключатель на плюсовой провод лебедки - бывает так, что соленоид "залипает" и лебедка начинает наматывать трос помимо вашего желания. Последствия печальны... Если вы хотите лебедиться часто и в глубокой грязи - обратите внимание на вертикальные лебедки. У них не такое большое энергопотребление и очень приличная скорость намотки - это самые "профессиональные" лебедки среди электрики. Бюджет - около 100.000 тысяч рублей.

Б) Механические лебедки. У этих лебедок барабан приводится в движение двигателем автомобиля. Крутящий момент двигателя передается на лебедку через карданные передачи от вала отбора мощности, установленный на раздаточной коробке (реже на КПП). Поэтому ни о каком расходе электроэнергии речи быть не может. Что бы воспользоваться лебедкой надо включить КОМ рычагом в салоне. Т.е выбирая обороты двигателя можно регулировать скорость вращения барабана. Еще один плюс механических лебедок - это их исключительная надежность. Ходят легенды о японских лебедках, в которых уже вместо смазки песок и вода, но тем не менее они продолжают исправно работать. Но к большому сожалению есть одно ограничение при монтаже механических лебедок. РК или КПП автомобиля должна иметь окно для установки коробки отбора мощности. В мире очень мало внедорожников, которые имеют такую возможность. Это TOYOTA, NISSAN и пожалуй это все, что мне удалось вспомнить. УАЗ и Нива возможности установки механики лишены. Существуют некоторые самопальные схемы валов отбора для РК УАЗа, но это так же выходит за рамки постройки бюджетного внедорожника. Да и 3151х этот КОМ выходил бы в салон, если бы Вы все же его приобрели и поставили. А я считаю что это недопустимо. Пожалуй еще несколько минусов для тех, кто может установить механическую лебедку. Для того чтобы использовать ее, кто-то должен находиться за рулем. Т.к нужно включать/выключать ее рычагом в салоне и нажимать на педаль сцепления. Так же нельзя воспользоваться лебедкой если заглох двигатель, например залит водой. При использовании электрической лебедки можно выйти на берег только за счет аккумулятора, а с механикой придется искать помощь.
Вывод. Механика имеет существенные плюсы и минусы. Среди плюсов отметим надежность и энергонезависимость. Нет так же ограничений на продолжительность лебежения, т.к. механика слабо греется. Минусы - если заглох, то нельзя воспользоваться, для смотки троса нужно минимум два человека, в случае поломки ремонт дорогой и запчасти нераспространенные. В целом, я бы посоветовал механику тем, кто ездит с туристическими целями. Для спорта все слишком хлопотно, хотя знаю спортсменов, которые до запрета на механические лебедки, активно их использовали и были очень довольны.
В) Гидравлические лебедки. В таких лебедках барабан приводит в движение гидравлический насос. Часто пытаются использовать насос ГУР - его производительности недостаточно, лебедке нужен свой независимый насос. Для передачи усилия от насоса к самой лебедке служит масло. Главный минус - сложность установки. И дороговизна. Помимо самой очень недешевой лебедки (60 тысяч и выше) нужно заказывать РВД и насос. И все это надо еще как-то смонтировать. Хотя гидравлику можно поставить на любой автомобиль в принципе, но вот цена вопроса будет решаться каждый раз по разному. Аналогично механической лебедке, гидравликой нельзя воспользоваться если заглох двигатель и она так же не потребляет электроэнергию.
Вывод. Гидравлическая лебедка больше подойдет тем, кому необходимо по роду деятельности эксплуатировать машину на бездорожье. У кого нет секундомера и времени финиша, но кто обязан ездить в такие места, откуда без лебедки не выбраться.  В отличие от механической лебедки гидравлику можно установить практически на любую машину. Но цена такой установки будет высокой. Гидравлическая лебедка не потребляет электроэнергии и более надежна в работе, по сравнению с механической или электрической лебедкой. При перегрузке просто остановится. Со временем правда появятся утечки масла, которые будут прогрессировать (как внутри самой лебедки, так и снаружи), но вряд ли они будут сильно сказываться на работе лебедки