GPS навигация: оборудование


 

 

Инструменты и оборудование:
В данном отчете я постарался систематизировать те знания, которые пригодились мне в практическом использовании GPS-навигации в оффроуд-экспедициях, соревнованиях и подготовке соревнований клуба «Внедорог».

Введение:

К сожалению, несмотря на многочисленные статьи и обсуждения, единого отчета-обзора необходимых программ в сети я найти не смог. Буду благодарен за любую полезную информацию, замечания и предложения, данный отчет будет периодически обновляться. Я ни в коей мере не претендую на полноту и объективность
информации, это всего лишь мое частное видение, основанное на
многолетнем опыте.

Итак, моя цель – навигация во время экспедиций и соревнований. Замечу, что каждая цель по отдельности требует своего подхода к выбору оборудования, но мне нужно и то, и другое одновременно.

GPS навигаторы

 

В настоящий момент я использую ноутбук Hammerhead XRT933 и КПК Mitak Mio P550 со встроенным модулем GPS. Помимо этого есть GPS навигаторы Garmin III+ (лежит дома) и навигатор Shturmann A200 (лежит в машине) – первый морально устарел уже несколько (много) лет назад, последний к задачам оффроуд-навигации не относится (хотя для города оказался очень удобен). Сколько и каких иных устройств побывало у меня в руках, я уже не вспомню... было много и разных. Я ОЗИк даже на телефон Nokia ставил... работало, правда к практической навигации это не относится.

 

Примечание для новичков: применение навигации в оффроуде имеет свои нюансы. Как правило, оффроуд-соревнования на внедорожниках сопряжены с грязью (комья глины летят сквозь открытое окно, приборы пачкаются руками штурмана), тряской и вибрациями (приборы часто закреплены жестко в машине), вероятностью ударов и механических поломок (падение с креплений и из рук), электрических перегрузок источника питания, не говоря уж о том, что прибор может быть утоплен (например, при неудачном форсировании брода или падении штурмана с прибором в воду.)


КПК.

Многие скептически относятся к КПК в связи с его якобы ненадежностью. Я данное мнение не разделяю – КПКшка «живет» уже более 4х лет, прошла все без исключения экспедиции (тряские грейдеры в УАЗе, холодные ночевки на морозе, жаркую работу на солнце и тп) и чувствует себя нормально. Я неоднократно ронял ее на землю и деревья (но не на асфальт), часто мазал грязью (и даже заляпал экран краской при расстановке точек на Дислокациях), КПК очень часто находился на улице под дождем и т.д. и т.п. Единственное, я не окунал ее полностью в воду. Он почти постоянно висит в держалке на присоске на лобовом стекле и питается от прикуривателя.
На мой взгляд преимущества КПК:
1) быстрота «развертывния» (не нужно отдельного питания, внешних GPS приемников) и безглючность (бывают проблемы, но с ноутом их намного больше))
2) мобильность – малые габариты КПК позволяют бегать с ней по лесу, держа ее в руке (на шнурке на шее). Это САМОЕ ВАЖНОЕ преимущество на соревнованиях при поиске точек и при прокатке трасс. С ноутбуком, висящим на шее, так ходить нельзя.
Поскольку я часто передвигаюсь не на своей машине... и периодически не на машине вовсе, то альтернативой КПК могут служить лишь мобильные навигаторы (например, Garmin 276С), но планов менять КПК на навигатор нет.
Недостатки КПК:
1) Маленький экран. В летящей по трассе машине что-либо разобрать на экране КПК сложно (а на ноуте можно), приходится останавливаться (для соревнования это неприемлимо).
2) Глючный обрезанный OZI Explorer CE. К сожалению, функционал СЕ-шного озика оставляет желать лучшего. Об этом ниже.
3) «Ограниченность» функционала устройства. Например, в него нельзя впрямую воткнуть флешку, чтобы залить координаты точек, карты, треки и тп. Да и вообще объем флешки ограничен. Счас у меня 4Гб флешка – этого хватает, чтобы залить большинство атласов областей, подборку километровок вокруг Москвы (N37, N36, O37, O36) и некоторых 500-метровок. Ранее я использовал IGO для путешествий по дорогам (в том числе не российским) – весьма удобно при отсутствии бумажной карты и знаний о маршруте, но для оффроуда это не подходит.
4) И все-таки КПК не конкурент защищенным навигатороам по надёжности. Обращаться с КПК надо на порядок аккуратнее.
Тем не менее, я никогда не откажусь от КПКшки. Мое мнение – КПК вполне жизнеспособный вариант для экспедиций и для нежестких трофи-соревнований (где на первом месте все-таки трофи, а не ориентирование). Ну и совсем идеальный вариант для прокатки трасс и расстановки точек.


Ноутбук:

Я целенаправленно и осознанно выбрал Hammerhead 933 XRT – имхо лучший вариант по соотношению цена/функционал. Давным-давно я пробовал ездить по «обычному» ноуту (бюджетный вариант), даже модифицировал его (ссылка>> ) . Скажу лишь, что раскладушка категорически неудобна в машине, а маломощный проц не мог открывать «тяжелые» 500метровки. Делать громозкую подставку для ноута в раскрытом виде... зачем, когда есть таблет PC? Не говоря о том, что обычной мышкой попасть в движенни по кнопке малореально.
Недавно мне в руки попала отечественная разработка защищенного ноута tablet PC «Гранит», я даже покатался по нему немного (могу отдельно рассказать о нем). Но я бы не стал рекомендовать единичные дорогие (шепотом: отечественные) изделия: в итоге выйдет себе дороже. К сожалению, ничего не знаю про Panasonic Т... (не CF25, 27…другой... забыл), есть мнение, что это неплохой безглючный комп.
Некоторое время назад была мысль купить нечто типа Asus R2H – но на мой взгляд, они недостаточно защищены для спорта (вспоминая, как смывал куски глины с экрана Хаммерхеда под краном после прокатки трассы на открытой котлете), небольшой экран тоже не впечатлил, а главное тач-скрин (в котором можно тыкать пальцем в экран) – это плохо (не путать со стилусом-пером). В трясущейся машине на гонке попасть пальцем (стилусом) в кнопку очень сложно. В то же время, имея отдельное перо, легко аккуратно тыкать пером по кнопкам, прижимая руку к экрану. И случайно ничего не нажмется. В итоге, однозначная победа за Hammerhead-ами.
Новых Hammerhead-ов в продаже нет. Точнее почти нет – вот тут описана реальная инфа о покупке на ebay «новых» хаммеров: http://www.vnedorog.ru/ipb/index.php?s=&showtopic=5970&view=findpost&p=6...
Я не большой спец по хаммерам, а описание моделей не является целью данной статьи, но отмечу, что их бывает 3 основные модели:
Hammerhead HH3 – старая модель, для нее обычной проблемой является неработающий экран (проявляется либо в вертикальных полосах на матрице либо полном умирании матрицы). http://notebooksale.ru/hh3desc.php Я ездил пару раз по нему, довольно медленно подргружает 500-метровки. Я бы не рекомндовал его брать.
Hammerhead RT800 – RT и XRT лишены проблемы с экраном. Вот тут сделано несколько сравнительных фото RT и XRT – конструктив очень похож. Корпус имеет разъем сзади для подключения к док-станции и отверстия в корпусе для фиксации его в кронштейне.
Hammerhead XRT933 – Имхо лучший вариант. Он пошустрее, посвежее и т.д. Вот тут была пара комментов: ссылка>>
Наиболее частая проблема с Хаммерами – умершие аккамулятороы (их, кстати, 2 штуки, вместо второго часто ставится просто заглушка). Купить новые, б.у живые или даже б.у. умершие проблематично. Сами «банки» восстанавливают в Формозе, как восстановлю – расскажу.


ДОК станция и крепление в автомобиле

Еще отмечу что к Hammerhead-у лучше сразу приобрести ДОК станцию. Говорят, их бывает аж 4 вида. Док-станции совместимы между HH3, RT и XRT. Я приобрел вместе с Хаммером «настенный» вариант крепления, не самый лучший ( громозкий и без поворотного крепления, нет вывода внешнего питания и прочие недостатки... зато был в наличии). А вот то, что следует искать: http://www.vnedorog.ru/ipb/index.php?showtopic=6323
Как закрепить док-станцию в машине - отдельная история. Вот несколько интересных линков:
http://www.ram-mount.com/ramcat.htm
http://www.ipc2u.ru/catalog/W/WA/34663.html
http://content.foto.mail.ru/mail/nivavoevod/13/i-442.jpg
http://foto.rambler.ru/users/vaksa1972/3/
http://www.vnedorog.ru/ipb/index.php?s=&showtopic=5970&view=findpost&p=6...

Также хочу порекомендовать тему по обсуждению различных CarPC на форуме клуба: ссылка>>

GPS-навигаторы.

Большого опыта работы у меня с ними нет. Причина – качественные векторные карты для них стоят денег (а мне надо сразу и много ), сами приборы тоже очень дорогие и основные их преимущества в виде надежности и мобильности для меня не столь актуальны. Большинство векторных карт и так доступно для работы на ноутбуке, в том числе и автопрокладка маршрутов. Мое мнение – прибор типа Garmin 276C лучше всего подходит только для спорта, особенно для АТВ. Я не спец по 276 и мало его юзал, но мой Garmin 3+ в густом лесу без внешней антенны с большим трудом принимал сигнал. Есть разные мнения, например, что чипсет SiRF III это для лохов (типа криво позиционирет) зато он всегда «видит» спутники.
Возможно стоит посмотеть модели Zumo 500 и Oregon 300. Они защищенные, на современном супер-чувствительном чипсете, память добивается стандартными флешками.
Большой флуд про 276й тут: ссылка>>


GPS модули

Для работы с ноутбуком еще понадобится приемник GPS. Обзоров приемников масса, напомню лишь, что брать надо на чипсете SiRF III (или новее - но не встречал пока).
В свое время у меня был USB мышь BU301. По каким то причинам она один раз «сгорела», была заменена по гарантии , но снова стала глючить.
В настоящий момент использую Bluetooth мышь BT-339, АКБ хватает на несколько «дней» работы, в комплекте шнур питания в прикуриватель. Для подключению к Хаммеру купил usb->Bluetooth преобразователь, самый маленький и самый дешевый (300 руб).
Однозначно не скажу, но если бы я сейчас делал выбор между USB и Bluetooth
подключением приемника к ноутбуку, я бы предпочел… USB. Он менее глючный, пару раз на соревнованиях голубой зуб отваливался, приходилось перегружать комп и т.д. и т.п. А это всё нервы, время... Для экспедиций (где есть время) имхо Bluetooth без кучи проводов предпочтительнее.


Статьи по теме:

Выбираем идеальный GPS-навигатор для джипера
http://media.club4x4.ru/2007/01/24/gpsnavigator_dlja_dzhipera.html
Выбираем GPS-навигатор
http://media.club4x4.ru/2007/03/22/vybiraem_gpsnavigator.html
Выбираем защищенный ноутбук http://media.club4x4.ru/2007/05/23/vybiraem_zashhishhennyjj_noutbuk.html
Покупаем КПК с GPS и начинаем разбираться
http://media.club4x4.ru/2008/02/22/gpsnavigacija_na_kpk.html
http://media.club4x4.ru/943-voenno-polevoj-netbuk.html