Город Каргополь


  понедельник, ноября 29, 2004
  3 день
  0


 

Город Каргополь значился в наших планах уже очень давно. Без малого год назад мы уже предприняли попытку доехать туда, но неподходящие погодные условия и общая неготовность команды остановили нас на полпути. Но в этот раз мы были полны решимости идти до конца.
Изучив опыт поколений, мы выбрали из трех вариантов дорогу через Прокшино-Солзу - в описаниях сказано, что она представляет собой укатанный скоростной грейдер. Нам это было важно, поскольку кроме нашего обычного, спаянного и споенного состава с нами собирались ехать друзья на недоприводе. Накануне старта KIAlex и Танюхха заключили пари, что недопривод по дороге Прокшино-Солза не проедет без дополнительной помощи: толкания, тягания или лебежения. На кон была поставлена бутылка шампанского. Недопривод в итоге струсил и не поехал, но пари все-таки состоялось...
Стартовали в четверг, 3 ноября, после работы - с нашей традицией послеобеденных стартов это самый простой способ сократить нагрузку на первый ездовой день.
Ярославка глухо стояла до поворота на Королев, хотя дачный сезон, казалось бы, давно закрыт. Оттуда до Сергиева Посада дорога была отличная, и машин немного, а за обводной лафа кончилась - пошла узкая двухполоска с бесконечными горками.
На обводной Переславля тормознули гаишники, дотошно проверили все документы, включая доверенность и осагу: «А срок действия полиса заканчивается, Татьяна Михайловна, не забудьте продлить!» Да что вы, что вы, как можно... Уже тронувшись в путь, мы предположили, что столь долгий досмотр был вызван желанием инспектора дослушать до конца несущийся из нашей машины хит сезона Жизнь удалась - зашибись!.
После Переславля покормили себя и машину - бензин по 17.30, на рубль с лишним дешевле, чем в Москве. В начале второго ночи были в Ярославле. Наша придворная гостиница "Колос" (как въезжаешь со стороны Москвы, по левой стороне за автовокзалом) встретила непривычно-негостеприимно: "Мест нет, только полулюкс за 1600 и однушки по 400 без удобств. И выехать надо завтра до 10 утра". Мы скрипнули зубами, но деваться некуда, мест в городе нигде нет - детские каникулы. Да и все равно день завтра долгий, путь неблизкий, выехать пораньше не помешает.
В 10 утра, как и было заявлено, выписались из гостиницы. Поесть в Ярославле не удалось - все общепиты в лучшем случае с 12 часов. Пришлось завтракать на заправке на трассе.
К часу дня долетели до Грязовца, от которого пошла альтернативная дорога до Вологды - неплохое, видимо, совсем новое, покрытие и вообще нет деревень.
В Вологде и за Вологдой миллион гаишников - очевидно, в честь праздника. Трасса украшена белыми гипсовыми изваяниями: лосями, медведями, попался даже один гипсовый же человек, похожий на агронома. Да и сама по себе дорога очень живописна: то озера, то на горизонте макушки церквей. К одному из озер попытались подъехать, но все дороги теряются в деревнях.
Поворот на Кириллов, поворот на Феропонтово, Липин Бор - все знакомые места по Карелии-2003. А от Липина бора началась неизведанная дорога на Вытегру. GPS ведет нас по треку, время - около 5 часов, стемнело уже час назад - прелести "полярной ночи". Наконец под указатель на Архангельск, изображающий невообразимую зюку под мост, съезжаем с дороги. Под мостом - раскатанная грузовиками площадка и кучи песка и щебня. Но GPS настаивает - вам туда, ребята. Включаем полную иллюминацию, ползем вперед - за мостом оказывается приличный грейдер. Через десяток километров дорога заметно хужеет: появляются ямы и ухабы, да еще и узенькие, на вид ненадежные, деревянные мосточки. Наконец перед одной из луж останавливаемся - Лёх идет щупать дорогу. Выясняется, что дорогу пересекает ручей, и низинка изрядно заболочена. К счастью, земля подмерзшая, но песочек. Полный привод, идем по краю лужи, чтобы было за что зацепить лебедку, если что (да, у нас и лопата с собой, и плитка газовая, Внедороги остаются верны себе даже в путешествиях по дорогам общего пользования) - и рубеж взят! Но рано мы радовались - через 100 метров еще один такой же ручей. KIAlex тыкает веткой в болото и скорбно констатирует: "Да, шампанское ты пожалуй что выиграла..." Но берем и эту преграду. Вперед продвигаемся с опаской: если дорога в итоге окажется непроезжей, нам возвращаться в Вологду, итого крюк выйдет сотни три... Но дорога идет вверх, становится суше, и теперь основная задача - аккуратненько пройти вразрез колеи, оставленной стадами кразов-лаптежников. GPS показывает, что мы пробираемся по самому опасному участку - границе областей. Наш опыт свидетельствует, что это самая неухоженная, разбитая и заброшенная часть любой дороги. Архангельская область приветствует нас километровой вешкой "38", прикрученной прямо к дереву, вывеской "Каргопольский район" и знаком "60". «Разгоняйся, Лёха!!» - комментирует Димыч =))))))))
Дорога снова превращается в укатанный грейдер, начинают попадаться деревушки с автобусными остановками и знаки, знаки... Через 130 км после достопамятного указателя на Архангельск с зюкой снова оказываемся на асфальте.
Гостиница в Каргополе зовется пафосно: "Бизнес-центр отель "Каргополочка". Внизу ресторан, оттуда орет музыка, на крыльце курят бритоголовые молодые люди и крашеные барышни. Девушка на ресепшене сообщает доверительно: «Есть двушка с удобствами, но она завтра с 11 утра забронирована, и, вы знаете, она прямо над рестораном...» Фиг с вами, давайте трешку, без удобств, только подальше от этого бедлама. Трешка оказывается очень уютной и практически двухкомнатной.
Машину отгоняем на стоянку у отдела вневедомственной охраны в квартале от гостиницы. KIAlex с документами исчезает в домике минут на 10. "Дело шьют" - предполагаем мы =)))
Утром завтракаем в гостиничном ресторане. Вопреки общей пафосности, еда посредственная. "Уважаемые гости! - гласит лежащая на столе листовка. - Напоминаем вам, что за нарушение общественного порядка вы будете подвергнуты административному взысканию и не можете впоследствии быть нашими клиентами. Берегите свою репутацию и всегда оставайтесь нашими желанными гостями. Благодарим за понимание". На обратной стороне этого пламенного текста - выдержки из статей УК РФ о хулиганстве. Причем МРОТ, от которого рассчитывается размер штрафов, почему-то равен здесь 900 рублям. Мы немедленно сочиняем креативную идею: открыть кафе в тюремном стиле, а на столах раскладывать статьи из уголовного кодекса.
И вот наконец город. Крошечный, деревянный, одноэтажный. Над ветхими крышами купола церквей буравят крестами низкое, так кстати посеревшее небо. На центральной площади режет глаз свежайшей побелкой только что восстановленная в буквальном смысле из пепла колокольня. Построил ее в 18 веке местный градоначальник в честь Екатерины Второй, выделившей деньги на развитие малых городов и издавшей указ, что планировка в городах отныне должна быть параллельно-перпендикулярной. В Каргополе эту параллель привязали к ограничивающей город с одного края реке Онеге, которая течет с юго-запада на северо-восток. Колокольню воздвигли в створе главной улицы, параллельной Онеге - и потому получилось, что и грани колокольни, и венчающий ее крест оказались ориентированы не по православному канону, на восток, а на северо-восток. В таком виде колокольня простояла аж до 2001 года, когда в нее ударила молния. Сейчас она восстановлена - с прежней ориентацией. Кроме нее отреставрирован только храм Рождества Богородицы, а остальные церкви выглядят довольно плачевно.
Другое любопытное явление -  постирочная. Канализация и водопровод присутствуют только в бизнес-отеле "Каргополочка", а простой люд из дервянных избушек ходит стирать белье на реку. Зимой для этого обычно приходится прорубать полынью, но Каргополю несказанно повезло: из совершенно плоского берега реки Онеги бьют мощные ключи, расположенные глубоко под землей и не замерзающие даже в самые суровые морозы. Над ними сооружен крытый деревянный павильон с широкими проемами в полу и перилами - чтобы не отправиться вслед за бельем. Мы сунулись внутрь и даже пощупали водичку - ледяная! - но фотографировать постеснялись: народ смотрел недружелюбно, а в описухе сказано, что местное население «не настолько симпатично как во многих других малых городах Севера. Вероятно, сказывается близость большого количества лагерей и "свободных поселений" по соседству» (c) cайт "Малые города России".
Еще из занятных достопримечательностей - валушки, т.е. остатки вала, когда-то окружавшего весь город. Сейчас он совершенно врос в землю и возвышается максимум на метр-полтора.
В самом конце нашей экскурсионной программы (а весь город неспешным шагом обходится часа за полтора) удалось погреться в музее народного творчества, расположенном в одной из церквей. Экспозиция в основном на религиозную тему: предметы культа местных старообрядцев и образцы несколько непривычной, в примитивном стиле, северной иконописи, а также удивительно искусная резьба по дереву.
В половине четвертого, в быстро густеющих сумерках, выезжаем из Каргополя в сторону Няндомы. На трассу выводит Октябрьский проспект, идущий вдоль набережной Онеги. Поворачиваем направо, пересекаем Онегу по мосту и покидаем город. До Няндомы 79 км, и это основная дорога в Каргополь, по ней даже есть автобусное сообщение.
Бензин в Архангельской области почти на рубль дороже, чем в Вологодской, но с заправками проблем нет, даже 95й есть почти везде. От Долматово начинается федеральная трасса в Архангельск, но до Вологды она совершенно пустынна, изредка попадаются вежливые северные фуры, Уралы и уазы. Ну с подобными дорогами такие машины - самое то.
В Вологде остановились в мотеле на въезде в город - трешка с удобствами на блок, горячая вода, просто кайф. Был ли у нас сосед, так и осталось тайной, но ночью в отсеке кто-то топал. Зато кафе в том же здании на 2 этаже очень страшненькое, и есть мы там не рискнули. Поехали через центр Вологды в поисках нашего общепита имени возвращения из Карелии, но не нашли - на торговой площади почему-то сплошные обувные магазины.
В Ярославле спороли конкретную фигню: поехали по обводной, которая идет по краю города, безумно петляет, полно светофоров - в общем, больше так делать не надо, через центр идти всяко быстрее, проще и живописнее.
Около 9 подъезжаем к Москве, Ярославка опять стоит, уходим через Мытищи на Осташковское шоссе. Общий километраж поездки - 1940 км.

PicturePicturePicturePicture

PicturePicturePicturePicture

PicturePicturePicturePicture

PicturePicturePicturePicture

PicturePicturePicturePicture

PicturePicturePicturePicture

PicturePicturePicturePicture

PicturePicturePicturePicture

PicturePicturePicturePicture

PicturePicturePicturePicture

PicturePicturePicturePicture

PicturePicture