Монголия 2011


 
с суббота, июля 23, 2011 по вторник, августа 16, 2011

  0 день
  0



В отчёте использованы фотографии Сергея Лысенко Snowflake http://www.ls78.ru/ и кое что из моих фоток. Сергей по обыкновению много снимал на фото и видео, обещает, что скоро будет фильм, пожуём - увидим.

Первые мысли поехать в Монголию, пришли более 10 лет назад, но всё как-то не складывалось, то одно, то другое. Конечно, главной проблемой было время - отпуск, по рассказам моих знакомых требовалось не менее полутора месяцев на такое путешествие и то считалось, что лучше иметь запас неделю другую, иначе, по их мнению, надо быстро и много ехать. У меня возникали сомнения насчёт правдоподобности таких сроков, но ехать просто так без разведки, наверное, было немного самонадеянным. В 2009 году, будучи на Кольском полуострове я принял решение для начала хотя бы прокатиться по Алтаю – съездить на разведку. Захотелось простора, больших перегонов, локальные выезды по европейской части стали совсем печальны. В 2010 году в составе достаточно пёстрой компании (4 машины) поехали на Алтай, съёздили на плато Укок, домой вернулись через Тыву - Хакассию. Разведка показала, что дороги вполне приличные, до границы с Монголией реально доехать за 3 – 5 дней без особой гонки, характер местности – хорошо знакомое среднегорье. И вроде как получалось, что можно было уложиться в 3 недели. Оставался вопрос по транспорту и составу команды. Почитал отчёты, посмотрел фотографии. Исходя из возможного отпуска в 3 недели и имеющихся ресурсов, стало примерно понятно, куда можно доехать и что посмотреть. В планах значился переход границы в Ташанте, Ульгий, Ховд, Атай, заезд в Ущелье Отшельников в Гоби (в переводе с монгольского гоби значит пустыня), посещение центральной части Монголии Каракорум, с возвращением мимо Хубсугула через переход Монды. Также были намечены запасные варианты движения. Мною были нарисованы предполагаемые роуты маршрутов, приблизительно посчитаны расстояния, после чего собственно началась подготовка. Для этого выезда был приобретён автомобиль 22-х летний ТЛК БэЖэ75, такой, чтобы в случае чего, его было бы не жалко бросить, за полгода машинка была приведена в порядок, но это совсем отдельная история. Вкратце можно сказать, что при подготовке упор делался на надёжность в дальней дороге - электрику, подвеску, систему охлаждения двс. Как итог – машинка проехала 13 ткм из них 4 ткм по Монгольским дорогам. Конечно, были мелкие неисправности, которые устранялись на месте, главное – машина ехала сама и с большим запасом прочности. Всего стартовало два экипажа мы с женой Яной на БэЖе (Шайтан Арба) и Антон (Борт388) с Сергеем (Snowflake) на новом МПС. Я несколько раз спрашивал Антона, как называется его авто, оказалось, что сей аппарат не имеет ни имени, ни названия, а этого нехорошо, ну поскольку хозяйского имени не было, то мы называли его просто - Гаджет. Налепили наклейки. Поскольку мы люди культурные, то и ездили от министерства культуры.
Собрали экспедиционное барахло, запчасти, инструмент, закупили продукты и 22 июля тронулись в путь. День 1. Выехали из Москвы по М7 в ночь с пятницы на субботу, 23 июля. Дачников – тьма, движение было очень плотное почти до Владимира. За субботу прошли порядка 1300 км, и вечером заночевали в мотеле, не доезжая 50 км до Уфы. День 2. За второй ездовой день прошли Урал (удачно проскочили мост под Миассом) и заночевали за Ишимом в Абатово. Парни спали в гостинице, мы в машине. День 3. На третий день (в ночь) добрались до Барнаула 1100 км. Сергей заранее заказал гостиницу, так что отоспались с комфортом. День 4. С утра, в Барнауле поменяли масло, пообщались с Михаилом – другом Сергея (Миша спасибо), купили мелочёвку в супермаркете и неспешно тронулись в сторону Алтая. Сростки, дом где родился Шукшин.
Ночевали уже под Акташом, на Катуни, рядом с лагерем каякеров.
День 5. В Кош-Агаче заправились топливом, постояли в очереди на границе, познакомились и пообщались с дойчами на мотоциклетках, угостили их чаем.
В БэЖэ помещается много чего ценного, в частности, найти чай и бутерброды - обычное дело.
Немцы ехали по 60CSx, но и бумажными картами пользовались. У них никаких роутов и треков не было вообще, гарминовская карта очень убогая. Я им пытался объяснить про ози и карты, откуда это всё берётся, вроде, как дошло.
Без особых проблем перешли границу и вот мы в Монголии, те же горы и те же дороги
Ещё на границе, в очереди договорились с немцами, что встанем общим лагерем, поужинаем шнапсом, так сказать, культурно пообщаемся. Что, собственно говоря, и произошло.
Ближе к вечеру к нам подъехали и подошли этнические казахи, коих полным полно в западной части Монголии, им тоже налили по стопке, казахских детей угощали конфетами.
Когда начало темнеть прибрали стоянку и безмятежно завалились спать.
Лагерь_1 49 30,4176 N 89 32,1816 E.
 

День 6.

С утра обнаружилась пропажа некоторого нашего имущества. По обыкновению, на улице оставили столики и вымытую посуду – на просушку. Никто, никогда, нигде не посягал на эту дребедень. То есть ночью, эти или другие ссученные казахи украли всякую мелочёвку, которую не убрали в машину. Украли алюминиевые столики, посуду из нержавейки, термос и главное нашу герму с частью обуви, чёрный гермомешок лежал глубоко под машиной, и увидеть его ночью было просто нереально. То есть они присмотрели всё и выбрали при свете, ночью пришли и брали только то, что им нужно. Ночью они пытались приоткрыть дверь машины, но я подумал, что это наши товарищи шутят, высказался, чтобы шутки оставили до утра, всё затихло. Чурки без понятий, вообще. Scheisse! Впредь, устраиваясь на ночлег в Монголии, ничего из имущества на улице не оставляли, вообще ничего, даже пипифакс, а машины закрывали. С утра позавтракали и вместе с немцами поехали по близлежащим юртам пытаясь выяснить судьбу нашего шмурдяка. При попытке объясниться с местными скотоводами, когда разговор доходил до вопросов о краже они сразу переставали понимать и махали руками вдаль, де мол оттуда нехорошие люди пришли и туда же ушли. Они то, прекрасно знали, кто приходил в наш лагерь и что взяли, но валяли дурку – «моятвоянепонимай», абсолютно бесперспективное занятие. В общем, мы плюнули на потери и не стали терять даром время, распрощались с немцами и двинули дальше в Ульгий. Люди – будьте бдительны, не расслабляйтесь. Прощальная фотка с попутчиками.

Зайка - Кристина

Штурман Мартин

Красотка Сю (Сюзан)

Командор Рене.

Первый монгольский перевал.

Невероятный асфальтированный участок дороги перед Ульгием

Доехали до Ульгия, поменяли деньги (настоящие тугрики, большие пачки денег!), купили недостающую обувь, заправились ДТ порядка 39 руб/л, дальше ДТ было дороже. Потеряли очень много времени и только во второй половине дня выехали в сторону Ховда. Встреченные нами в Ульгии, московские мотоциклисты

рисовали нам ужасные картины о предстоящих бродах и каменистых дорогах, но, ничуть не испугавшись предстоящих трудностей, мы двинулись вперёд. Местность живописная, перевалы, долины, дорожки приятные, скорость можно держать довольно высокую.

Пересыхающее озеро с рапой.

Толбо Нуур, рядом с озером остановились на перекус.

Кушаем пейзажно...

БэЖэ в пампасах

Мпс

Серёга пользуется любой остановкой, чтобы чего нибудь поснимать.

Мой пьющий штурман.

Пейзажно, техническая остановка.

Нас догнали иркутские парни на ТЛК, остановились, болтаем о том о сём, они едут на Восток, потом на Север через Монды домой в Иркутск. Монголия для них - дом родной.

Шиферка, на самом деле, достаточно качественная дорога.

К вечеру доехали до Ховда, пограничный камень

Заправочка.

Не волнуйтесь! ДТ прекрасное!

Ховд

Нам туда. Асфальт 500 м на выезде из города, говорит о том, что город большой.

Сначала были идеи заночевать на берегу озера Хара Ус Нуур, но внимательно посмотрев на карты и на местность, стало ясно, что берега болотистые и к воде всё одно не подъехать, поэтому ночевали в стороне от дороги, в старой балке.

Лагерь_2 47 47,9640 N 91 54,8766 E. Пробег 345,86 км