Осударева дорога


 
с пятница, сентября 10, 2010 по пятница, сентября 17, 2010

  7 день
  2500



В современном джиперском мире есть такие культовые места, посетить которые просто необходимо. Это как зачет в зачетке, как галочка в биографии. Одно из таких мест – Осударева дорога в Карелии. Маршрут очень интересный, а осень делает его еще и потрясающе красивым.
Осударева дорога – это путь, проложенный по приказу Петра I  по Карельским лесам и болотам, чтобы соединить  Белое море с Онежским озером. По одной из теорий по этому пути в 1702 году были перетащены два фрегата, с помощью которых впоследствии были захвачены шведские крепости. Однако достоверно этот факт не подтвержден, а  после того, как побываешь на местности, он вызывает еще большее сомнение.
Пройти Осудареву дорогу мы решили довольно спонтанно, даты поездки с трудом втиснули в график соревнований. Одной недели более чем достаточно на прохождение пути от Онежского озера, начиная примерно от Челмужинской косы и заканчивая мысом Вардия на Белом море.
Три машины (Mazda, Toyota и Wrangler) стартовали в субботу из Москвы в сторону Вологды, L200 решила стартовать на следующий день из Ярославля. Все было бы неплохо, если бы одна неприятность – Андрюху Отшельника начали разводить за якобы выезд на встречку перед постом в Вологодской области. В итоге потеряли время, Андрюха права и настроение, приехали затемно и заночевали на озере напротив Ферапонтовского монастыря. Осенью и за отсутствием отдыхающих проблем с хорошими местами нет, и мы стояли в чудном месте на берегу и любовались видами монастыря.
Picture
Picture
Picture
Picture
Утром встретились с Владимиром и поехали дальше. Вокруг простираются бесконечные леса, которые уже начали колоритно желтеть и краснеть, периодически останавливаемся на фотосессии.
Picture
Picture
Picture
Picture
Наконец удалось попасть в музей-подводную лодку в Вытегре. Лодка очень понравилась, покрутили всякие  ручки, поглядели в перископ, позвонили в телефон и вообще провели там почти час с лишним.
Picture
PicturePicturePicture
Picture
Picture
Picture
Picture
Picture
Традиционно до отвала пообедали в Пудожском кафе-гостинице. На ночевку встали на Челмужинской косе. Место вроде бы и неплохое, но мы в темноте пошли по треку до узкой части косы. В итоге почти час ползли по извилистой кривой дороге по лесу, хотя могли бы встать почти сразу. Летом тут мест наверное нету вообще, ибо даже нам не повезло – метрах в 200 от нас тоже стоял чей-то лагерь и слева и справа, и дрова нашли с трудом. Но это не помешало нам раскупорить 10литровую канистру водки и начать потихоньку ее опорожнять.
Picture
Утром моросил мелкий дождь, все небо сплошняком заволокло тучами. Владимир покрасил машину в защитный (в самом прямом смысле этого слова) цвет, но под дождем цвет никак не высыхал. Опять занудный выезд сквозь лес. Пересекли шоссе - и вот мы стоим на начале Осударевой дороги. Сдули шины до «грейдерного» давления. Пока сдувались, подъехал подготовленный МПС с подмосковными номерами. Пара, Рома и Лена, тоже едут по маршруту Осударевой дороги. Решили ехать вместе.
Picture
Picture
Picture
Вначале дорога представляет из себя неплохой грейдер. Делаем остановки около мостов, фотографируемся. Дорога идет на некотором расстоянии от реки Выг. Чуть не доезжая Огорелышей, пересекаем Выг по огромному мосту и сворачиваем налево.
Picture
Picture
Дорожка чуть хуже, но по прежнему проходима даже для легковушки. На очередном повороте замечаю, что травит заднее колесо. Как оказалось, это последствия некачественно сделанной заплатки после Онежского.
Picture
Пока подкачивал колесо, Ach устроил фотосессию ходов подвески ренга.
Picture
Дорога по-прежнему идет вдоль Выга, часто пересекаем живописные речушки по мостам. Вскоре стали появляться большие камни на дороге. Конечно, после мыса Лопшеньский на Онежском это не представляет сложностей, но все равно ехать приходится не спеша.
Picture
Picture
Picture
Picture
Picture
PicturePicture
Доезжаем до нежилой деревни Ворожгора. На поляне стоит несколько домов.
Picture 
Мы проезжаем немного вперед и сворачиваем на запад в сторону еще одной нежилой деревни Петровский ям. Дорога сразу становится хуже – огромные камни лежат в глиняной колее. Проезжаем  около километра, дорога все хуже и хуже. Пешая разведка уходит вперед. Мы так и назвали это место – точка сомнений. Разведка вернулась, но особых данных не принесла – впереди все то же самое. Все-таки решаем двигаться вперед. Маздай идет первым. На очередной гати вдруг резкая боль пронзает живот. Под майкой обнаруживаю осу. Поднимаю взгляд и вижу что весь Маздай полон ос. Видимо мы раздавили осиное гнездо в бревнах гати. Ситуация неприятная – отъехать быстро мы не можем, под колесами валуны и бревна, выгнать ос тоже проблематично. Одной рукой отмахиваясь от ос (все-таки цапнула еще и в палец), другой держа руль проходим злополучное место. Сообщаем по рации остальным чтобы закрыли окна. Получаем ответ что Л-ка разматывает лебедку - не позавидуешь ребятам.
Picture
Picture
Дорога вскоре улучшается, едем уже на заднем приводе. Сворачиваем на южную дорогу в сторону Петровского Яма. Она чуть похуже, но тоже едется на заднем приводе. Лишь в одном месте есть старая гать, на вид страшная, но легко проходимая. И вот уже в полной темноте выскакиваем на самую оконечность мыса. Из построек лишь  небольшой новодел рыбацкого укрытия. Разжигаем большой костер, после оффроудного дня рюмки льются одна за одной.
Picture