Северный Урал - из Европы в Азию и обратно


 
с пятница, июля 29, 2011 по суббота, августа 13, 2011

  14 день
  4500



Все меньше и меньше остается «белых» пятен на карте джиперских маршрутов. Карелия, Кольский, Онежский, Мезень теперь уже стандартные варианты внедорожных экспедиций. А это значит, что пора двигаться дальше и открывать новые пути. Конечно же, это должен быть север и конечно вне дорог. А еще лучше горы. Именно всем этим условиям и удовлетворяет Северный Урал.

 

Отчет о поездке опубликован в журнале Полный привод 4х4, февраль 2012
       
 

 

 

 

 

 

Северный Урал — один из самых глухих и труднодоступных районов Уральского хребта, это часть Уральских гор, простирается от Косьвинского Камня и соседнего с ним Конжаковского Камня (59° с.ш.) на юге до северных склонов массива Тельпосиз, а точнее, до берега реки Щугер, огибающей его с севера. Медвежий Угол — так называется одна из его вершин. Севернее Ивделя, Вижая и Ушмы почти нет населённых пунктов и, соответственно, дорог. К горам с востока и запада подступают непроходимые леса и болота. Климат здесь уже достаточно суровый. В горах много снежников, которые не успевают растаять за лето. Встречаются и пятна вечной мерзлоты, причём до широты Конжаковского Камня.
http://ru.wikipedia.org

Почти за год мы начали готовится и собирать информацию о маршрутах из Европы в Азию, благо старинные тракты там есть. Конечно, очень хотелось попробовать перевалить на другой континент где-то «высоко» на севере, мб даже на Приполярном урале. Но увы, анализ показал, что ни сибиряковский тракт, ни зимник Приполярный-Агришь, ни какие-либо другие дороги летом на стандартно подготовленном неэкстремальном внедорожнике пройти нельзя. А иные варианты (на квадрике, пешком и т.п.) - это не наш метод. Но поиски в сети дали результат – есть вариант. Это старинный Якшинский тракт с Печоры на Каму. Информация о его внедорожном состоянии совсем скудная – когда-то по нему 6 дней рубились пермяки, когда-то его с ужасом описывали два мотоциклиста. Наиболее интересным оказался отчет человека, прошедшего тракт на полноприводном ЗИЛе. Но как там пойдут машины на 33м гудриче, было неизвестно. А неизвестность очень манит.
Но Якшинский тракт не переваливает через хребет, а ведь именно это и было нашей целью. Переваливать было решено от поселка Золотанка в сторону Североуральска. Тоже полное отсутвие инфы о дороге и ее состоянии (забегая вперед скажу, что дорога оказалась весьма непростой).

 

Возвращение было запланировано уже по более известному маршруту, по местам старинной Бабиновcкой дороге, очень интересной с исторической точки зрения.

В эпоху "царствования" на Урале Строгановых, Россия вдвое увеличилась в размерах за счет присоединения Ермаком Сибири. Кроме военных троп понадобились пути торговые. И вот посадский человек, Артемий Бабинов, решил проложить такой путь из Урала в Сибирь, а по сути из Европы в Азию. По одной из версий, Артемий Бабинов тайком проследовал за группой манси, которые пришли из Сибири, с верховьев реки Туры, в Чаньвинскую пещеру с жертвоприношением. По другой версии он прошел этот путь вместе с ними, не таясь, и что вроде как они даже помогали ему найти более удобный путь. Как бы то ни было, суть остается одна: была мансийская тропа с верховьев реки Туры к Чаньвинской пещере, что находится на реке Чаньве. И Артемий Сафронович Бабинов, уроженец села Верх-Усолка, воспользовался именно этой тропой и сделал из нее дорогу. Бабиновская дорога сыграла огромную историческую роль в судьбе России. Ее совершенно заслуженно называют дорогой, создавшей Россию. Именно по ней шло освоение Сибири и даже Дальнего Востока. По меткому замечанию пермского писателя Алексея Иванова, Бабиновский тракт как скрепа соединил азиатскую и европейскую части России, сделав из удельного княжества Империю и великую державу.
Цитата с http://northural.ru/article/babinovskaya_doroga/

В интернете также не оказалось подробного описания, лишь различные отчеты о рубилове по тем местам.

Именно такие задачи мы поставили перед собой. И мы осуществили все задуманое, хоть и далось оно нам не просто.  Шесть человек на 3х внедорожниках без экстрмального тюнинга (колеса до 33х) прошли из Европы в Азию через Северный Урал. Путь оказался весьма непростым и по факту не соответствовал тому, что ожидалось.

Состав экспедиции:

Toyota LC70  Jeep Wrangler  УАЗ типа "Хантер"

 

Picture

 

Picture

 

Picture
BFG MT 33x10.5, лебедк.  BFG MT 33x12.5, лебедка.  Simex Extreme 32x10.5, лебедка.
 Пилот  Штурман   Пилот Штурман   Пилот Штурман

Picture

Picture

 

Picture

Picture

 

Picture

 

Picture
 Люткевич Алексей (KIAlex)  Катрич Андрей (Дачный Отшельник) Чеботарев Александр (Ach) Андрей (Otmorozen) Щевелек Алексей (Есаул Рабинович)  Кузин Андрей (QZMN)

 

Маршрут:

 № Нитка маршрута  Км  Описание  Время
 1 Москва-Ярославль-Вологда-Тотьма-Великий Устюг-Котлас-Коряжма   асфальт  3 дня
 2 Кряжма-Серегово   грейдер с элементами оффроуда  
 3 Серегово-Емва-Ухта   асфальт  
 4 Ухта - Троицко-Печорск   убитый грейдер  
 5 Троицко-Печорск - Комсомольск-На-Печоре - Якша   хороший грейдер  
 6 Якшинский тракт: Якша-Петрецово   жесткий оффроуд 2 дня
 7 Петрецово-брод через Колву-Верхняя колва-объезд-Нароб   грейдер, часть потенциально оффроуд дорога  
 8 Нароб-Красновишерск   асфальт  
 9 Красновишерск-Вая-Золотанка   сносный грейдер  
 10 Золотанка-брод Кутим-Жигановские водопады   жесткий оффроуд  
 11 Жигановские водопады-Североуральск   плохой грейдер  
 12 Североуральск-Карпинск   асфальт  
 13 Карпинск-Кытлым   хороший грейдер  
 14 Кытлым-Тылай-В.Косьва   красивая дорога типа грейдера, много бродиков  
 15 В.Косьва-Северный Коспашский   убитейший грейдер с элементами оффроуда  
 16 Северный Коспашский-Кытлым   брусчатка, асфальт  
 17 Кытлым-Чусовой-Пермь-Киров-Кострома-Ярославль-Москва   асфальт  

 

Карта маршрута:

Picture

 

Далее на страницах выложены отчеты о нашей экспедиции:

- доезд>>

- Якшинский тракт>>

- гора Ветлан>>

- "через Урал": Золотанка-Североуральск>>

- Жигаланские водопады>>

- "обратно в Европу": Бабиновский тракт>>