УнжЛаг


 
с четверг, мая 5, 2011 по воскресенье, мая 8, 2011

  4 день
  1200



Время летит очень быстро и порой очень быстро стирает с лица земли опечатки событий. Событий очень страшных, повторения которых нельзя допустить. И чтобы их не допустить, надо по крайней мере знать и помнить о них. Этот отчет посвящен экспедиции клуба «Внедорог» в одно из страшных мест современной истории нашей страны – в место под названием Унжлаг (унженский исправительно-трудовой лагерь) – место расположения одного из лагерей сталинской системы ГуЛаг.

Лагеря УнжЛага были основаны в начале 38 года и располагались на границе Нижегородской и Костромской областей. Просуществовали они почти до 60-х годов. Подробнее тут: http://www.memo.ru/history/NKVD/GULAG/index.htm

Выезд был намечен на раннее утро 6 мая. Правда, «праздник последней гайки» у меня затянулся далеко за полночь и вещи пришлось собирать поутру, из-за чего я немного запоздал. Антон «Борт» уже летел за своим УАЗом под Нижний, а Леха Есаул со штурманом Артемом дожидались нас около Владимира. Однако груженый Хавчик оказался не столь прытким, как пустой, и с трудом выжимал 90км/ч, зато дико грохотал оторванной приемной трубой. Уже почти под Нижним встречаемся с Антоном и Андреем и на трех машинах движемся дальше.

Picture

В Нижнем в сторону Кирова огромная пробка на мост через Волгу. Движение перекрыто, впереди ДТП. Как говорят дальнобои, там каждый день кто-то в кого-то въезжает и все стоит.

Picture

Слушаем переговоры дальнобоев о внутри- и внешнеполитической обстановке России и курсе партии.

Picture

Провели почти два часа в пробке. По Р159 через Семенов и Красные Баки едем в сторону Ветлужского и Варнавино. Заправляемся по полной еще на трассе.

Picture

До Варнавино хороший асфальт, а после него асфальт сильно разбит. Хотя я уже тут ожидал грейдер.

Picture

Варнавино оказалось большим поселком. Чуть дальше в следующей деревне остановились полюбоваться прекрасным видом на заливные луга реки Ветлуги.

Picture

Picture

Picture

Долго фотографируем, делаем общее фото (в 2 захода).

Picture

Picture

Проезжая очередное поле, замечаю сидящую там ниву. Тормозим, из нивы вылезает дед, бежит к нам, голосит «помогите».

Picture

Антон съезжает в поле, цепляем трос. В ниве на всю катушку орет музыка, чувствуется, деды там навеселе. Вытягиваем ниву назад.

Picture

Picture

Picture

Picture

Встаем на ночевку в сосновом лесу недалеко от дороги.

Picture

Слева направо, четыре имени на "А": Артем-Антон-Алексей-Андрей.

PicturePicturePicturePicture

А всего было 6 А (я (Алексей) и Андрюха Отшельник). Вот как однако бывает!

Антон жарит шашлык из мяса и готовит мясо и рыбу.

Picture

"Позвольте предложить Вам руку и ..мясо".

Picture

Вот такие рыбы "водятся" в лесах Нижегородчины.

Picture

Препарирование

Picture

Кулинарно-рыбацкие истории - "а глаз во какой был!".

PicturePicture

Picture

Естественно, злоупотребляли. Говорят, некоторым даже слышались женские голоса.. я не в курсе, отвалился спать после тяжелой дороги.

Picture

Picture

Утром снова в путь по дороге, по-прежнему разбитый асфальт. За Антонихой сворачиваем по указателю «стеклозавод» в сторону Красного луча – и здесь асфальт. Стеклозавод уже разгромлен.

Picture

Закупаемся водой и яблоками в сельпо, заливаем воду в колодце и проезжаем деревню насквозь.

Picture

Деревня готовится к празднику.

Picture

Picture

По пути у Лехи Есаула отвалился джек, благо Антон ехал позади и подобрал его. Шикарная песчаная дорога уходит в лес.

Picture

Picture

Picture

Сдуваем шины на всякий случай и вперед.

Picture

Picture

За Андрюхой надо следить,он так и норовит спустить шины в ноль. 

Picture

Поначалу едем на заднем приводе. Чуть дальше начинают попадаться мелкие лужицы. К сожалению, пропустили нужный поворот и поехали дальше по дороге. А она начала забирать не туда. Но рассчитываем, что все таки она завернет в нужную сторону, едем дальше. Начинают попадаться засады посерьезнее, огромные промоины в песке.

Picture

Picture

Picture

Дальше размокшая глина, с трудом, но все едется. Решаем, что пора свернуть на просеку и попробовать идти напрямик. Просека явно когда-то было узкоколейкой – прямая как стрела и в низинах сделана насыпь.

Picture

Picture

Преодолеваем мостик, за ним по краям дороги валяются какие то артефакты в виде старой кровати, каких-то бочек и остатки барака.

Picture

Picture

Picture

Андрюха идет в пешую разведку – увы, просека в нужном направлении заросла, но хуже всего, что мост прогнил. Увы, придется вернуться назад.
Возвращаемся несколько километров назад и находим нужную отворотку на трек. Едем по высокой насыпи бывшей узкоколейки, дорога отличная, чувствуется, что тут ездят регулярно, ни завалов, ни веток. Но местами мокро и колея.

Picture

Picture

Picture

Вот и первая засада – небольшой ручей. Большого моста уже нет, только остатки опор торчат из земли. И над ручьем есть небольшой настил из бревен.

Picture

Picture

Picture

Picture

Три богатыря.

Picture

Немного чиним мостик.

Picture

Перебираемся без проблем. 

Picture

Picture

Picture

Вот и своротка к ОЛП26, подходит под острым углом. Едем по высоченной насыпи, слева и справа тянется болота. Но проехали недалеко – уперлись в речку Туниха. С огромного откоса крутой спуск вниз.

Picture

Picture

Picture

А внизу размешанная глиняная чача, за ней собственно брод, а за ним снова чача.

Picture

Picture

Picture

Перспективно. Промеряем брод – чуть ниже пояса. Правда Артем забрал чуть в сторону и ухнул по телепузики целиком в воду. Надо быть начеку.

Picture

Андрей принимает водные процедуры.

Picture

Постановочные кадры

Picture

Спускаюсь с горы, чачу прохожу на лебедке.

Picture

Picture

Picture

Прыгаю в брод – волна брызгает аж до капота. Первому идти страшновато – непонятно, что с дном, глубиной и т.п. А тут еще Хавчик начал дымить из-под капота сизым синим дымом. Ну, думаю, хлебнул фильтром (шноркель-то есть, но вот сливное отверстие на фильтре до сих пор не успел заделать). Но оказалось, что это дым из оторванного у коллектора глушака. Вода в салоне, но сиденья пока не залило. Закидываю морду повыше и начинается долгий процесс лебежения.

Picture

Picture

 

Выбираюсь на сухое, потом снова штурм чачи и вот я уже на противоположной стороне на насыпи. Это только на словах все быстро, а реально ушло около часа.
За мной стартует Есаул.

Picture

Picture

Picture

Ждем Леху на другом берегу. Я, пока ходил, разбортировал сапог - с трудом вытащил.

Picture

Андрюха пьет пиво и комментирует происходящее, все время повторяя "инерции мало, инерции". И любимое "недотравились".

Picture

Первую часть Есаул тоже проходит на лебедке и ныряет в брод. Но из брода лебедка уже не тянет, даже через блок.

Picture

Как выяснили потом, она подключена к заднему АКБ, а он не заряжался и полностью высосан.

Picture

Picture

Практически готовое фото для будущего календаря за май.

Picture

Пытаемся вытащить Леху.

Picture

Picture

Picture

Все штурмана задействованы на спасработах - действуют очень слаженно.

Picture

Пришлось развернуть хавчик и через сложную систему блоков и удлинителей вытягиваю Лёху из брода. Пока тянул, Хавчик разбортировался.

Picture

Компрессором сажаем колесо обратно. Антон чуть быстрее проходит брод на лебедке, шестерка довольно быстро тянет его.

Picture

Picture

Picture

Picture

Picture

Picture

Picture

 

 

В итоге на преодоление брода ушло 4-5 часов. Но надо признать, брод был непростой из-за раскисшей глины, и я  думаю, что не всякая котлета смогла бы пройти его без лебежения.
Едем дальше по узкоколейки. Снова небольшой ручеек. Я отлебедился, Леху затаскиваем на тросу.

Picture

Picture

Picture

Picture

 

Уже начинает смеркаться, въезжаем в «расколбашенный лес». Как выяснилось позже, тут ездит шишига черных копателей и все перемешивает.

Picture

Picture

Picture

Но на редкость неплохо проезжаем этот расколбас.

Picture

Picture

Picture

Антон где-то приложил УАЗ об дерево: "вот теперь уаз на уаз похож". "А грунта-то нет вообще".

Picture

Есаул перекинул провод лебедки на передний аккумулятор и стал способен лебедиться самостоятельно. Правда, при этом у него начали выгорать основные предохранители, но это ерунда.

Picture

Вскоре уже стоим на поляне, рядом с установленным крестом.

Picture

Picture

Picture

Немного прошли в глубь леса и обнаружили там брошенную шишигу без номеров, но на ходу.

Picture

Picture

Внутри нее генератор и инструмент, но никого нет поблизости. Повсюду все перекопано и валяются груды вытащенного из земли металла. Разнообразные изделия, много деталей то ли от тракторов, то ли от паровозов.

Picture

Мы же решили вернуться немного назад и встать на ночевку – дорога отняла очень много времени. Вечером Антон сварил чудную уху из леща и под пиво мы съели по несколько порций.

Picture

На следующий день уже посветлу снова вернулись на место лагеря в надежде найти хоть какие либо постройки. Немного не доезжая поляны с крестом обнаружили остатки барака. Судя по трубам и крепежам под баки, возможно это была баня или врачебный барак. Слишком уж далеко он располагался от места, где были выкопаны железки. Но никаких намеков на зону нету – ни колючей проволоки, ни решеток – ничего.

 

Picture

Picture

Picture

Picture

Picture

Picture

Picture

Picture

Снова подъехали к кресту, сделали групповое фото. Крест - единственный знак, говорящий о том, что здесь был лагерь.

Picture

Picture

Хочется поблагодарить Нижегородский клуб за установку креста, чтобы люди знали и помнили.
Долго ходили по полянам вокруг, везде разбросаны железяки. То поршни, то колодки, то еще какие-то неясные ржавые железяки. Рядом с шишигой около дерева откопана огромная металлическая плита, но не поднята, не сдвинута. Трогать не стали – нехорошо ворошить чужое. В общем, никаких явных следов лагеря мы не обнаружили. Да еще солнечная теплая весенняя погода и щебетанье птиц вокруг никак не соответствовали тем страшным событиям, которые происходили в этом месте много лет назад.

Picture

Picture

Валяется много остатков аккумуляторов.

Picture

Решетка - пожалуй единственный лагерный атрибут. 

Picture

Были предположения, что отверстия проделы в банке чтобы использовать ее в качестве примуса.

Picture

Picture

Picture

Picture

Picture

"ЗМЗ - двойной ресурс". Шутка.

Picture

Picture

Picture

Picture

Пора в обратный путь, едем тем же маршрутом. Кстати, шишига приезжала явно по другой дороге, примерно на треть расстояния от лагеря отходит накатанная дорога в лес, но судя по картам, ведет она в другом направлении. Вообще дорог, точнее, просек великое множество. Многие заросли, но по многим вполне реально проехать. 

Picture

Брод проходим уже проще – пошли напрямик, минуя одну из чач. Правда, на выходе все равно пришлось полебедиться.

Picture

Picture

Picture

Picture

Picture

Picture

Лехин уазик уперся в какие-то бревна и даже на лебедке не мог вылезти.
Picture

Штурмана за работой - вид с заду.

Picture

Picture

Гинекологические операции по извлечению бревен из говна.

Picture

"Учитесь, салаги, а то всю жизнь ключи подавать будете".

Picture

Приходится крепить стропу высоко на сосне, чтобы поднимать морду вверх, иначе не лезет.

Picture

В реке видны опоры старого моста. Поразительно, что в воде они хорошо сохранились.

Picture

Picture

Андрюха ушел по пояс в грязь - "полштурмана".

Picture

Picture

Picture

Picture

"Ленин на броневичке".

Picture

Picture

Вот такая высокая насыпь - с обоих сторон заболотка, а по насыпи сухо.

Picture

Вернулись на основную узкоколейку, далее мы планировали уходить в Костромскую область. Тут мы простились с Антоном и Андреем - им надо вернуться домой через Нижегородскую, крюк через Костромскую слишком большой.
Едем вперед по насыпи, через небольшие ручейки перекинуты мостки. Вскоре вновь подъезжаем к той же речке, моста тоже нет. Но русло узкое, правда берега крутые, дно - вязкий песок. Прыгаем в брод, встаем в распор между берегами. Выбираемся на лебедке. За мной прыгает Леха, тоже лебедится и тут раздается волшебный звук в лебедке... бзынь - и все: мотор крутится, но лебедка не тянет. Что-то порвали. Обидно, но дальше ехать в одну лебедку вряд ли стоит - неясно, что наш ждет впереди. Тем более что и насыпь дальше заросла, видимо, дальше брода редко кто ездит. 

Picture

Picture

Разворачиваю Хавчик, чтобы тянуть Леху обратно. Кстати говоря, развернуться на насыпи даже на короткой 70-ке не везде удается, приходится искать площадку. Спускаясь обратно к реке, зацепляюсь за пеньки и вырываю тросик ручника. И глушитель, хотя его мы возможно оторвали еще раньше.

Picture

Через два блока и удлинитель по сендтракам затаскиваем УАЗ обратно на берег. Сам тоже на лебедке перебираюсь обратно

Picture

Немного обидно, что не смогли пройти намеченный маршрут, что ж, возможно, будет повод вернуться. Лес и места очень понравились: глушь, есть масса дорог, хоть и труднопроходимых, красивые сосновые боры.
Возвращаемся обратно на место первой ночевки, пробуем найти подъезд к реке, но безуспешно. Зато находим чудную поляну, где и ночуем.

Picture

Еще одна неприятность обнаруживается в Уазе - пропал заряд. Леха с Темой
шаманят под капотом - меняют  реле регулятор, но безуспешно.  

Picture

Утро Уазовода. 

Picture

Утро тойотовода.

Picture

Держим путь обратно, снова через Варнавино. 

Picture

Picture

Picture

Picture

По рации узнаем, что под Нижним опять огромная пробка через мост. Антон прислал смс, что они стояли 5 часов в пробке. Решаем что, поедем в объезд через дамбу в Заволжске. Сворачиваем с трассы, снова Леха ищет зарядку под капотом.

Picture

Предохранители регулярно выгорают, мотаем проволочку.

Picture

"Зарядка, ау"

Picture

Picture

Чета нету зарядки. 

Picture

Picture

Успешно проезжаем по дамбе на другой берег, но попадаем таки в пробку. На сколько она тянется, неясно. По карте видим дорогу напрямик на М7 через несколько деревень. Сворачиваем туда. Поначалу хороший асфальт, но в последней деревне упираемся в размешанную широкую дорогу по полю. Пробуем - садимся. Узнаем у местных, говорят, что ездят по ней на уазах, но счас мб мокро. Что ж... если ездят на уазах, значит мы должны пройти.
Сдуваемся и едем.

Picture

Picture

Я не знаю, какие уазы у местных. Но в первой же луже Хавчик ныряет по капот - вода заливается на лобовое. Внутри все екнуло... Но к счасью удалось выбраться из лужи своим ходом.

Picture

Леха, посмотрев на это, объехал лужу по другому берегу. 

Picture

У меня еще заранее закрались некоторые сомнения, куда может вывести эта дорога. Ибо я помнил, что вдоль М7 около Нижнего тянулся какой-то полигон. Так и оказалось - выперлись к воякам. Но никаких запрещающих табличек нет, значит едем. 

Picture

Picture

Немного колючки за эту поездку мы все-таки пофотографировали.

Picture

Ну а дальше мы поехали через минные поля, через артиллерийский полигон, в объезд каких-то связистов и в итоге долго и нудно разговаривали на КПП, чтобы нас таки выпустили. К счастью, все обошлось и через какой-то армейский город мы выбрались на асфальт. А дальше долгая нудная пилежка по асфальту до Москвы. Нудная для меня, но возможно не для Лехи, которому пришлось ехать на аварийке без света, чтобы экономить АКБ. Токо фонарик на кенгурине освещал ему путь.

Picture