Шатак


 
  0 день
  4200



Сегодня нас ждал Шатак. Читал об этом месте многое - о красивых видах с горы, об уединеных местах, о природе. Казалось, что сегдня мы наконец то поднимимся на вершины гор и сверху увидем все то, что творится тут, внизу, как на ладони. Итак, вперед!

Завершив свой маршрут вдоль реки Зелим мы оказались в поселке Толпарово. Эдакая большая башкирская деревня. 
Но поскольку туристический маршрут на Мамбет пролегает через Толпарово, к
туристам тут привыкли. Мы оставновились чтобы купить мед и медовуху.

Picture

А вот завправки тут нет. Доливаем канистры. Последнйи раз мы заправлялись аж в Стерлитомаке, прошли весь Зилим - у бензинок ушел  полный бак и 2 канистры, мне с 95 литровым баком долива не потербовалось. 

Picture

Подпорчу чуток бизнес Толпаровцам - мед здесь оказался чуть похуже чем в Хайбулино, а медовуха так и просто дрянь - так и не допили поллитру (простие, пятилитру).

Picture

Picture

Вот он какой на самом деле, Южный УРАЛ! 

Picture

Настоящий грузовик - мечта любой девушки!

Picture

И моя мечта тоже.Взять, не взять?

Picture

После нескольких дней путешествия на лебедках радуемся отличной дороге. Наша цель - посоелок Верхний Авзян.

Picture

Отъехав километров на 5 от Толпарово понимаем что грейдер идет немного не в ту сторону. Изучаем карты, исследуем треки предыдущих товарищей...дилемма. 

Picture

Начали спрашивать местных про дорогу на В. Авзян. В большнстве случаев ответ один - "мы не местные, ничего не знаем".

В итоге выяснили еще один ответ: "А грейдер заканчивается тупиком".

Вот те на..приехали.

Picture

Очередной остановленный Уазик дал показания:

- Дорога на Авзян есть, но сильно разбита. Километров 18 плохой дороги.

Башкир хитро прищурился, посмотрев на машины:

-Ну вон те то пройдут, а эта (тыкнув в Тойоту) больно блестящая...врядли. Лучше езжаете  на Аисово, там проще проехать, от туда есть хорошая дорога.

Мы задумались. Вечерело, баки пустые, снова рубится никто не хотел. По карте вроде как до Аисово нарисовн пунктир, недалеко. Решили все таик попробовать.

Picture

Поначалу дорога была сносная. Ну как сносная...лебедится не нужно было. Немного полей и начинаем уходить в горы.

Picture

Но через несколько киллометров колея становилась все глубже и глубже, я засадил 105, но хуже всего что дорога пошла совсем не туда. И по карте, куда она пошла, нам предстоял очень крутой спуск. А на горизонте стали подступать тучи.

Picture

Потеряв пару часов времени, спалив драгоценные остатки топлива мы вернулись обратно. Никуда не деться - придется рубится 18 км . По крайней мере хотя бы в нужном направлении. 

У пасеки свернули с грейдера. Поначалу дорожка мило петляла по лесу, небольшие лужицы весело чавкали под шинами. Но чем дальше, тем хуже. 

Picture

Вскоре началась очередная битва лебедок. "Сядем все", как было сказано в классическом кино. 

Picture

Огромные глинняные колеи, смоченные идущим дождем без каких либо вариантов объезда.

Picture

 

Picture

 

Picture

Андрюха решил пройти все 18 км без остановки и рубился на "последние деньги".

Picture

Наконец то выбрались на поле. Тут стало получше, колеи прекратились.

Picture

Уже ближе к поселку Бутаево дорога стала напоминать грейдер. Глиняный раскисший, но грейдер. Виды с дороги. 

Picture

Вечерело, выбрались в первую деревню.

Picture

Оффроуд пройден. Но на пути другие "препятствия". 

Picture

Целый табун лошадей ошалело рванул через дорогу при нашем появлении. 

Picture

Дальше был долгий перегон по грейдеру до В. Авзян. Уже заполночь мы дообрались до райцентра, залили баки под завязку и двинулись в сторону хребта Шатак. Под покровом ночи начали подъем на гору. Ночь, дорога идет постоянно вверх, туман как молоко, впереди видно всего на несколько метров. В итоге проехали несколько киллометров, нашли небольшую полянку с краю дорогии заночевали на ней.

Утром погода прояснилась лишь на пару часов.

Picture

"Солнечные пятна" ползли по склонам гор.

Picture

Начинаем подъем на Шатак. На самом деле Шатак это целый хребет (Баштау) протяженностью 40 км с самой высшей точкой 1271 м (собственно гора Большой Шатак). В переводе с башкирского Баштау — главная гора.

Есть и другая версия , позволю себе ее процитировать:

Принято считать, что название «Большой Шатак» трансформировалось из башкирского «биш этек», «пять подолов, оборок» Как это произошло не известно. Очевидно дело в распространенной ошибке, произошедшей при переписи с одного источника в другой. Видимо кто-то сократил название и написал «б. шэтек», а поскольку в топографии сокращение «б.» обозначает «большой, то и Б. Шэтек стал Большим Шатаком. Сам же вариант «пять оборок» указывает на пять вершин, пять подъемов, поскольку словом «этек, атак» называют обычно склон горы. То есть «биш этек, атак» — «пять подъемов» или «пять гор». Не зря еще один вариант названия хребта — «биш тау» — «пять гор».

http://yuzhnyj-ural.ru/obekty/hrebtyi/xrebet-bolshoj-shatak.html

Picture

Я бы не заметил, но Алена указала мне на уродливость растущих тут деревьев - все как то изогнуты, перекошены. Видимо,высота дает о себе знать.

Picture

Picture

Picture

 

Picture

 

Дорога поднимается все выше и выше. Встретили 3 автомобиле - полупривод и 2 серебристые тойоты : 100 и 105. Пообщались, ребята из Уфы, только вернулись с Шатака, установили, как они сказали там флаг.

Дорога петляет среди деревьев и вот подъехали к первым скалам. 

Picture

Отсюда фанстастический вид...должен быть фантастический. Но все заволокло туманом, пошел мелкий дождь переходящий в ливень. 

Picture

Обидно, столько ехали и никаких шедевров. Позируем сами.

Picture

Picture

Picture

Picture

Камни.

Picture

Видимо вот о каком флаге говорили встетившиеся нам уфимцы. Зачем это тут, я не очень понимаю.

Picture

Едем дальше. Дорога каменистая, но скользкая.

Picture

Камуфляжный ренг.

Picture

Почва это тонкий слой глины, которая размокла на дожде.

Picture

В итоге проехали еще несколько километров, дальше начались совсем глубокие колеи. Парни укатили вперед, а я долго бился с колеями, объезжая их по краю. Но смысла рубится в никуда не было , мы оставновились и решили пойти пешком.

Picture

Дожль лил стеной, холодный почти ледяной. Ребята рассказали что они поднялись чуть выше и там их накрыло снежной вьюгой. Лето,тюль месяц, ЮЖНЫЙ Урал. Чтото гдето не так в картине мира.

Picture

Видимо ШАТАК нас не принял. К тому же на обратном пути нам пришлось подниматься в раскисшей глиняный подъем. Тут к счастью вбок не улететь, но зато вверх заехать никак не получалось. Сдулся как мог, залетел на половину склона ходом, а дальше долго и муторно метров 200 на лебедке. Перецепляя от дерева до дерева. Я был за рулем, а Андрюха бегал по склону с тросом - дикая нагрузка. Андрюха,еще раз спасибо что выручил.

Picture

Деревья мутанты.

Picture

Страшные места - так и кажется что  за повором стоит избушка на курьих ножках, тихонько поскрипывает дверь и кто то охает.

Picture

 

Picture

Зато как только мы начали спуск с Шатака погода начала налаживаться. Как будто  Шатк издевался над нами.

Picture

Срочная фотосессия.

Picture

Кто чем может.

Picture

Девченки наслаждаются солнцем.

Picture

Соня.

Picture

Какой вид мы могли бы видеть в ясную погоду сверху....

Picture

Резюмирая, скажу что Шатак меня не впечатлил. Видимо виной тому погода, но не ощутил я там ничего, ожидания совсем не оправдались.

Прощай Шатак. 

Picture

Продолжение следует.