Северный Кавказ: общее описание маршрута

Дата поездки
03 авг 2015

В последнее время часто встречал полемику о том, куда красивее и интереснее путешествовать. Кому то ближе русский север, кому то Уральские горы, кому то Азия. Полагаю что самого красивого места на Земле вообще нет – просто в разные периоды жизни человека те или иные места кажутся более привлекательными. Так и раньше мне казалось, что нет ничего лучше уединенного сурового Русского севера с его глухими лесами и непролазными болотами. Но человек живет, меняется его мировоззрение, в конце концов места «приедаются» и хочется новых ярких впечатлений. Последние время потянуло в горы – захотелось простора и суровости одновременно. И Кавказ как мне кажется стал апофеозом этих путешествий.

О маршруте

Наш план был пройти с востока Кабардино-Балкарской на запад Карачаево-Черкеской республик, максимально перемещаясь по горам и не спускаясь в долины: по горным дорогам через перевалы и альпийские луга и плато. При подготовке маршрута по карте казалось что расстояния не велики и непонятно, что мы будем делать 2 недели там. Реалии внесли свои коррективы – дожди снесли дороги, сделали некоторые отрезки опасными, коллектив формировался за неделю до выезда и тп и тд  - все пришлось менять на лету. И несмотря на такую спонтанность, поездка вышла на удивление без проблемной и интересной.

Пару слов стоит сказать о доезде из Москвы до Северного Кавказа. Туда мы ехали через Волгоград и Элисту на Пятигорск и дорога в целом понравилась. Доезд занял 3 неспешных дня с 2мя ночевками: первая чуть не доезжая Волгограда на Дону и вторая в степях Калмыкии ровно по центру высохшего Чограйского водохранилища (вот тут найти место для стоянки сложно - бескрайняя степь). В целом дорога очень пустая и спокойная - неспешно и отдыхая можно добраться.

Обратно же мы возвращались по трассе М29 "Кавказ" и М4 "Дон". Просто смерть - забитая фурами, с постояннами ремонтами и много километровыми пробками трасса очень тяжелая. Категорически не рекомендую. Добрались от Архыза до Москвы за 1.5 дня (с ночевкой под Ростовом-на-Дону)...но лучше заложить 2.5 дня.

Перейдем собственно к основному маршруту путешествия. Если взглянуть на карту, то видно что ущелья идут с юго-запада на северо-восток, а мы должны их пересекать с востока на запад. На карте желтыми цифрами показаны эти самые отрезки между ущельями, которые и представляли основную сложность. Поэтому описание маршрута содержит как бы две части: по ущелью (Х.1) и переезд через горы (Х.2).

1 Хазнидонское ущелье.

1.1 Внедорожный маршрут мы ачали мы с восточной части, даже немного затронув Северную Осетию. От Нальчика по трассе до Анзарей, от туда по асфальта до Ташлы-тала. Где то в середине этого пути есть пост на въезде в Осетию - там всех переписывают. От Ташлы-Тала идет горная приличная грунтовка (если слово грунтовка уместно в горах). Полпути проходима даже для Жигулей (мы их видели, но сам бы я ни за что не поехал туда на легковушке). Дорого вьется вдоль реки Ханза и потрясающе живописна - вокруг ущелье, возвышаются горы, наползают туманы. Так ты добрались до конечной точки (лагерь 4) до начала Кабардино-балкарского высокогорного заповедника. Там живет егерь, он сказал что можно встать на равнине у самого крайней будки. В ней иногда ночуют туристы, но мы были совсем одни. Эта пустынная дорога сама по себе красиво, а ледники в конце стоят того чтобы доехать и переночевать там. Тихое уединенное место без туристов. Очень рекомендую.
1.2 Попасть из Хазнидонского ущелья в Черекское можно 2мя способами : более простая дорога идет от пос. Ташлы-Тала и горная дорога через перевал идет примерно с полпути от Ташлы Тала и начала заповедника (ориентир какое то культовое сооружение из камней с окном). Дорога серпантином лезет в гору , ближе к перевалу превращаясь в колею. Полагаю, что проехать можно почти всегда(но только на полном приводе нормального внедорожника).
Спуск тоже не сложный, долго петляет по горам и выходит в середину пос. Верхняя Балкария.

2 Черекское ущелье

2.1 Итак после первого отрезка мы попадаем в старинное кабардинское село Верхняя Балкария. На склоне горы есть остатки древнего поселения и высокая башня. В поселке можно перекусить в кафе (аж несколько, в самом конце поселка). От сюда есть путь через горы (цифра 2), но маршрут говорят маршрут очень опасный: боковые крены, глиняный подъем (обратно уже не спустится), после дождей пробовать не стоит. Мы не стали. Вернулись по Черекскому ущелью по асфальту до поселка Бабугент и ушли в Безенгииское ущелье

3. Безенгииское ущелье

3.1 До поселка Безенги ведет асфальт, сразу за ним начинается грейдер. Еще через несколько км погранзастава. Дорога проходима для недоприводов, через 15 км приходит в альплагерь - несколько больших домов. Мы стояли прямо в альплагере, но очень много народу. Можно сходить на ледник - нужно договорится с начальником лагеря. Хотя наверно можно и втихую..мы не пробовали. Вид на ледники из лагеря потрясающий.

3.2 Из поселка Безенги в Тырнауз ведет горная дорога (цифра 3). Поначалу широкий серпантин, через несколько км превращается в каменистую колею с многочисленными сыпухами. Дорога твердая, спустится и подняться на перевал (2524м) можно в любую погоду. А вот за перевалом спуск трудный - даже в сухую погоду было страшно из-за уклона и промоин на глиной дороге. К сожалению внизу спуска мы уперлись в размытую дорогу реки Карбан - проехать невозможно (отвесный каньоен, камни). Пришлось тем же путем вернутся назад в Безенги. Иных объездов там нет. За перевалом ищут вольфрам или золото, работает бульдозер. к сожалению объезд очень большой - аж через Нальчик и Боксан.

4. Баксанское ущелье

4.1 От Баксана до пос. Терскол отличный асфальт. В пос. Эльбрус много гостиниц. В Азау тупик (шлагбаум), стоянка, далее можно подняться на канатке на Эльбрус.

4.2 На полпути между от Баксан до Терскола из пос Тырнауз горная дорога ведет в Джылы Су.  Это последнее место заправки перед большим перегоном (есть Роснефть на въезде). Далее приблизительно 60 км грейдерной дороге с небольшими подъемами и спусками с промоинами, по пути необходимо преодолеть 38 серпантинов и один перевал - Шаукам (2900м). Тем не менее проехать можно (полагаю, не проверял) даже на приличном паркетнике.  Есть остатки заброшенных шахт (туннели уходят в гору), сам перевал пологий, можно встать на ночлег, народу немного.

5. Плато Джылы Су

5.1 Место знаменито своими целебными источниками и грязевыми ваннами. Красивый водопад на реке Малка. К сожалению, народу очень много (сотни людей), даже не пустили на авто к месту. Можно объехать реку Малку и по серпантну на горе подъехать к реке Кылкол - там туристов намного меньше,а до источников можно дойти пешком. После дождя форсировать Кызылкол затруднительно (буханка утонула). Неплохой вид на Эльбрус.

5.2 Прямой дороги от Джылы су дальше мне не известно. Мы по асфальту "спустились" до пос. Кичи-Балык и ушли дорогой по генштабу на так называемый Скалистый хребет.

6. Бермамыт

Плато Бермамыт (г. Б. Бермамыт и мал Бермамт) находятся на Скалистом хребте. Места очень красивые - высокие каньоны, панорамный вид на Эльбрус и окружающие горы - пожалуй, лучшая часть маршрута. Стоянка была чуть не доезжая горы Бермамыт на краю обрыва.

7. Хурзук

7.1 От Бермамыта до Хурзука ехали целый день по горным дорогам. Мы спустились в пос. Хасаут, от туда совсем горными дорогами долго ехали до пос Эльбрусский. С Бермамыт полагаю есть дорожка покороче. Поменялась растительность, много сосновых лесов. Дорожка стоит того чтобы прокатится.

7.2 От поселка Хурзук к подножию Эльбруса ведет каменистый грейдер, дорога проходима всегда. В конце минеральные источники , вид на Эльбрус, место под лагерь.  Довольно много туристов.

8. Архыз

От Хузрука до  Архыза большой перегон по асфальту (150 км) , хотя по картам просматривается дорога через Теберду (подробностей не знаю..ехать по ней долго). Из Архыза ушли по дороге в Софийской поляне. Убитый грейдер, каменистая дорога. В конце красивый вид на ледники, но очень много туристов.

Обзорный кусок маршрута около Эльбруса в 3D

И фрагмент подъема от Тырнауза по серпантину

Резюмируя, хочу сказать что мы двигались в очень неспешном темпе и маршрут можно было удлинить и разнообразить. Однако нам очень повезло с погодой. В дождь, полагаю весной, осенью многие места где мы проехали, очень опасты в плане скользких склонов. И отрезок в несколько часов может занять день.  Более подробно (с фотографиями) о каждом отрезке я напишу чуть позже.

 

Полезная информация

1. Безопасность.

Пожалуй самый главный вопрос при слове Кавказ это вопрос безопасности. Сидя в Москве и регулярно смотря новости по телевизору об очередной антитеррористической операции, кажется что просто по теории вероятности должен напороться в горах на банду боевиков, растяжку или зачистку федералов. Но на местности тишина и покой, лишь  ДПС с автоматами наперевес, да названия некоторых населенных пунктов  (типа Буденновск, Владикавказ, Грозный 170 км)  напоминают о том, что регион потенциально горячий. За всю поездку не было ни одного намека на проблемы, хотя мы и сами их не искали. Сложилось может быть и ложное, но впечатление спокойствия.Местное население в горной местности везде очень приветливо.На равнине тоже..но там было как то неуютно...все таки явно другой менталитет, обычаи и мы выглядели чужаками - каждый на нас пялился. Кстати КБР намного богаче, чем КЧР - два региона рядом в одной местности, а такая разница.

2. Пропуска и разрешения

2.1 Приграничная зона.

Начну с того, что пропуска в пограничную зону по сути не нужны - наш маршрут (кроме альплагеря Безенги) проходил вне приграничной зоны. Вроде даже в альплагерь можно попасть по паспорту, но не уверен. А вот уж если захочется от туда сходить на ледники, то пропуска уже понадобятся. И вообще..лучше оформить, проблем не много. И замечу, что это только наш опыт - в другой ситуации все может быть по другому - все чисто для информации. Итак, мы отправили заявки на пропуска примерно за 3 недели (1 член нашей команды за неделю и тоже успел). Порядок следующий:

1. Заполняется заявка на 2 маршрута: "в КБР" и "в КЧР" (так и писать в заявке). Кстати можно пропуск оформить сразу на весь календарный год.
2. Распечатывается, подписывается, сканируется. Также делается  скан основной страницы паспорта. Все это "склеивается" в pdf (скан паспрта + скан заявкаи).
3. Отправляется по емейлу в 2 адреса: в КБР " pu.kbr@fsb.ru и в КЧР pu.kcherkes@fsb.ru соответственно.В письме я указал, что пропуска заберу непосредственно в Нальчкие и Черкесске при личном обращении. Но можно попросить отправить пропуска на домашний адрес.
4. В ответ придет электронные письма с номерами зарегистрированных номеров - их надо запомнить (если получать при личном обращении)

5. Пропуска мы получали в самом Нальчке в пограничное управлении. Информация по телефонам в г.Нальчике 8(8662)48-18-57, 48-18-39(КПП-2 )в рабочие дни с 8.45 до 18.00 (в пятницу до 16.45) перерыв с 13.00 до 14.00.

2.2 Один раз документы переписали ДПС при въезде в Северную Осетию. Ничего особого - простая формальность. Пропуска в пп зону спросили чисто из интереса. Больше нигде не переписывали.

2.3 Разрешения в заповедник

На ледник в Хазодинском ущелье (заповедник КБР) и Безенги нужны еще какие то разрешения, получаемые в Нальчике. Что именно точено не знаю, однако по некоторым сведениям все можно решить на месте (мы не решали так как не ходили).

3. ДПС

ДПС в КБР "разводят кроликов"...очень сильно бдите любую мелочь. При том что местные ездят до безобразия нарушая ПДД - обгон по встречке через две сплошную в горку при встречной машине это норма.И чуть ли не приветственно машут при этом гаишникам. Ездят дерзко и очень опасно. Старт с заправки это отдельное шоу с визгом и женой резиной. Но мы - гости Кавказа и отношение к нам особое...и к сожалению со стороны ДПС не лучшее.

Про Краснодарских и адыгейских гаишников ходят легенды, но нам повезло - ни разу не остановили. Даже пресловутый страшный пост ДПС "Цукеровская балка" мы прошли ходом...

4. Связь.

Было много Билайна в горах, чуть меньше мегафона. МТС доносило ветром в горы лишь иногда. Даже в больших поселках связь МТС не везде. Бывало, дня 3 были без связи.

5. Топливо.

Лучше перестраховаться и брать в запас. Патруль на бензине с 90 литровым баком регулярно опустошал две 20 литровые канистры. 105 на ДТ лишь раз доходила до предела, но канистра не понадобилась. Вообще езда на атмосфернике больше 2000м очень мучительна. Даже по асфальтовому серпантину я полз в горку на 1й передаче. На грунтовках и колеях только пониженная, обычно 2ая, 3я, на подъемах покруче уже только 1ая. Сизый дым и перегревы обеспечены.

7. Дороги

Горные дорог очень много. Правда не всегда ведут куда надо... я уже писал что мы уперлись в смытую дорогу и развернулись. Такое запросто может быть - ручей смыл дорогу и все: засыпать, найти объезд, протянутся на лебедке невозможно. Это не равнина. Вертикальные склоны на десяток метров, глина, камень... Как там ездить в дождь я не представляю. Те ..представляю - в самом начале в ливень я залез в небольшую горку легко, вниз я уже не смог спустится - машина просто плывет куда хочет, а лететь метров 300 я уже сам не хотел.

8. Еда.

Это нечто... особенно в кафе дальних поселков. Настоящий кавказский шашлык, ручная лапша, "забылкак называются " сырные лепешки. Однако купить куски мяса для шашлыка как обычно проблема . Либо баран целиком (6000 руб), либо только на базаре в крупном городе (баранина 330 руб за кг)

А вот алкоголь местный отстой. И вообще нюанс - пить на высокогорье очень черевато - даже небольшая доза сильно дает жесткое похмелье. Мы вообще перешли на чай.

9. Климат.

Днем было жарко, за 30. Но при этом постоянны был ветерок - идеальные условия. Ночью когда как... на высокогорье даже в град попали, иногда одевали теплые шмотки, но чаще было просто теплопрохладно. На перевалах в горах климат меняется молниеносто - в течении 10 минут солнечная погода сменилась хмурым плотным туманом, видимость метров 50. Наблюдали грозу в горах ..страшновато. Молнии бьют в верхушки гор, но бьют с большой регулярностью. После ливня все дороги моментально становятся глиняными катками..правда быстро высыхают.
 

Трек поездки

07-AUG-15

07-AUG-15 02

13-AUG-15

13-AUG-15 02

2015-05-04 10

2015-05-05 10

2015-05-06 10

2015-05-07 10

2015-05-08 08

2015-05-09 10

2015-05-09 16

2015-05-09 21

ACTIVE LOG

ACTIVE LOG 001

ACTIVE LOG 002

ACTIVE LOG 003

ACTIVE LOG 004

ПоделитьсяFacebookTwitterShare