Кольский-2007: отчет АЧа

Дата поездки
30 июн 2007
Регион поездки
"Ученые" - подумали военные.
"Отморозки!" - подумали ученые.
"АЙС!!!" - подумали отморозки.

House of Rising Sun

Старт поездки, как и положено, получился достаточно поздний. Все не было готово, куплено и уложено в машины. Последние закупки еды совершались уже в Ярославле в магазине с совершенно фантастическим названием House of "Дом Еды". А первую ночевку так и вообще пришлось делать не доезжая Вологды фактически в чистом поле. Да и общий темп нашего движения оказался значительно ниже, чем мы наивно предполагали. Зато вторая стоянка оказалась на весьма живописном берегу Онежского озера. Онега - показалась прекрасным местом, заслуживающим отдельной поездки. Надо все же посетить и Андом-гору, и Бесов Нос...

С этого момента мы начали активно пользоваться преимуществами длинного светового дня, и как результат момент нашего пробуждения и всех последующих действий до, соответственно, следующей ночевки постепенно начал смещаться на все более и более позднее время. К концу поездки "разсинхронизация" Нашего Субъективного Времени (OST - Our Subjective Time) с общечеловеческим стала полной.

Кольский!!!

Кандалакшу проехали ранним утром под вечер нашего третьего дня пути, и сразу после нее стали искать, куда бы свернуть, чтобы встать на ночевку. Довольно быстро была найдена "отворотка", которая вывела нас на каменный "пляж" Белого моря. В море плавала нерпа и не особо обращала на нас внимания (что, впрочем, радовало - потому что приди такое к нам на берег...).

Перед Кандалакшей впервые увидели "местную специфику" - пост ДПС с элементами блок-поста. Надо отметить, что особо не растерялись, остановились перед угрожающим знаком "СТОП. КОНТРОЛЬ" и поехали дальше, сопровождаемые любопытными взглядами стражей безопасности дорожного движения. Вообще, надо отметить, что проблем с ГИБДД фактически не было. Никаких вымогательств, разводов или чего-то еще, о чем часто можно услышать после поездок "на юга". Даже просто проверок попусту, в общем-то, не было. КИАлекса проверили на выезде из Мурманска, и то, только потому, что Танюхха "стормозила" и остановилась рядом с ДПСником. Да мне выписали один штраф за скорость в нас.пункте где-то недалеко от Вытегры. В остальном - любопытные взгляды (а грязный ренг с большой антенной на капоте - наверное, и правда, машина необычная), но никаких проблем. Приятно, что люди не учиняют лишних препятствий для гостей своего края. А едет туристов не мало: по Хибинам ходят толпы (и пешком, и на велосипедах, и на машинах), в погранзоне перед Рыбачьим огромное количество рыбаков со всей страны ловит рыбу в горной речке. В общем, все так, как и должно быть по-хорошему, а не как обычно.

Утро... Кофе на берегу Белого моря!!! Слов нет, одни эмоции. Кольский встретил нас более чем гостеприимно.

Кандалакша - Умба - Париж - Дакар

Следущим пунктом нашего путешествия должна была стать Кузомень - самая северная песчаная пустыня. Двинулись по дороге Кандалакша-Умба-Варзуга. Через некоторое время после Умбы асфальт закончился и начался нескончаемый грейдер. Он был то из мелкого серого камня, то вообще из красного песка, что в сочетании с окружающим хвойным лесом и мхом давало совершенно неземной пейзаж. "- На пыльных дорожках далеких планет останутся наши следы!!! - Главное, чтобы наши шины тут не остались..." Наконец, свернув с него по указателю "Кузомень", мы оказались на дороге из обычного желтого песка, которая вилась по сосновому лесу. И вот, проезжаем небольшой подъем и... "Леди и джентльмены, приветствуем вас на трассе ралли-рейда Париж-Дакар!" Пески, барханы - все как положено. Только что верблюдов и бедуинов не видно. Первое фото любого "нашего" в песках - это безусловно "Куууу!". А потом отжиг на машинах по пескам! Вот уж точно, оставили свои следы.

По пустыне проехали до деревни Кузомень и дальше до Устья Варзуги (это и собственно устье реки, и населенный пункт с таким названием). Но ситуацию с этим нас.пунктом мы не поняли - он был на другом берегу реки Варзуги. На этом же стояли какие-то сараи, остов корабля и пара припаркованных машин. Следов брода или какого-то парома видно не было. Непонятно... Есть ли сухопутное сообщение с той частью полуострова вообще или нет - осталось для нас загадкой.

Тем временем солнце начало клониться к закату. От Умбы дорога идет немного на юг, и мы опять уехали южнее полярного круга. В закатных лучах мы тронулись по пустыне вдоль моря, и через некоторое время выехали на "отлив". Это полоса утрамбованного морем песка, которая обнажается при отливе. Ехать по нему можно очень быстро - больше всего напоминает асфальт, с которого для ремонта дороги срезан верхний слой. Временами поперек от берега к морю текут ручьи. И тут отожгли еще раз! Тапок в пол по самой кромке воды с подниманием кучи соленых брызг!

На закате выехали с пляжа и через несколько километров прибрежной дороги через затопленные низинки и ручьи вышли к высокому мысу, на котором стоял большой деревянный топографический знак. Дерево от ветра и соли уже побелело, и явно было достаточно трухлявым. Многие ступени, ведущие наверх, к площадке для теодолита, уже подгнили и отвалились с проржавевших гвоздей. Металлическая табличка гласила, что у знака есть номер, и что он охраняется государством. На табличке кем-то из наших предшественников были выцарапаны GPS-координаты с точностью до секунд и указанием датума WGS84... "- На сколько мы отстали от вас технологически? На 10 лет, на 20? - Навсегда"...

Пока ставили палатки, ужинали, выпивали и закусывали, случился восход солнца. Практически на том же месте, где был закат. Это даже не белая ночь, это закат, плавно переходящий в восход. Безумно красиво, да и с погодой пока везло.

Мир не тесен, прослойка тонка

Утро началось с осознания, что если я вылезу из палатки, то ее унесет ветром в море. А если не вылезу в ближайшее время, то рискую улететь туда вместе с ней. Поленившись, я поставил палатку с минимальным числом кольев - двумя, оттягивающими полы тента. А тут ветер, и стоим мы на краю пятиметрового обрыва над морем. С палаткой КИАлекса, Танюххи и Брра ситуация была примерно аналогичной, и КИАлекс уже переставлял машину, чтобы хоть ей загородить палатку от ветра. Решив проблемы с палатками, пошли спать дальше. А собственно утро началось много позже.

Завтрак, кофе... И тут на горизонте появляется знаменитый "экскурсионный автобус" Константина Кушнира! Более того, среди туристов в автобусе обнаружились бывшие Танюххины одноклассники. Вот уж точно, мир не тесен, прослойка тонка.

Порасспрашивали семейство Кушниров про Тоню Тетрина и про "1000 ручьев". Получили кучу советов, один из которых почти сразу и начали реализовывать - поехали в Тоню по старой дороге Умба-Варзуга, которой и являлась эта грунтовка, идущая то по берегу моря, то по "отливу". В какой-то момент, все же вышли на новый грейдер Умба-Варзуга и поспешили в Тоню, поскольку подозревали, что ее хозяева могут жить по времени, отличном от OST, и у них уже поздний вечер, а вовсе не разгар дня.

Наши подозрения оправдались, приехали мы даже поздновато, тем не менее, хозяин Тони устроил нам и баню, и великолепный ужин с ухой и икрой-"пятиминуткой" из свежевыловленной семги. Из бани бегали купаться в Белое море!

Ламинария

Тоня - это не гостиница, а музей. Хотя и под открытом небом, и в котором можно жить, но музей. А по музею должна быть экскурсия! На нее мы и отправились сразу после утреннего кофе. Тоня - это реставрация реального поселения поморов. Избы, хозяйственные постройки - все воспроизведено "как было" и даже на тех же местах. Кроме того, хозяева собрали огромное количество экспонатов по истории своего края - и "артефакты" времен войны, и более поздние следы покорения человеком этих суровых мест. Чуть в стороне построена "реконструкция" лопарской ставки - поселения лопарей. В общем, пройтись по всей Тоне, послушать рассказы увлеченных людей (для нас в отсутствие хозяина Тони экскурсию проводил его сын) - надо обязательно.

На берегу моря нам были показаны выброшенные на берег листья морской капусты - ламинарии. Естественный вопрос с моей стороны - можно ли есть прямо так. Подходящий лист (посвежее) был выбран, прополоскан в морской воде и попробован на вкус. В принципе, не особо вкусно, с консервами "салат из морской капусты" не имеет ничего общего (даже цвет листа - оранжевый, а не зеленый как в банке). Зато на следующее утро не было похмелья, хотя повод для него был - это, безусловно, приятное свойство ламинарии (А чего же еще? "А потом отравился овсяным печеньем..." - только наоборот).

День Рождения Ренга

Да-да, в этот день моему Ренгу исполнялся год. И в этот день мы поехали в Хибины. Вчерашний ветер принес облачность, временами накрапывал дождик, и древнейшие горы встретили нас видом мрачных вершин, через которые "переливались" низковисящие куски облаков. "- Это уже Мордор или будет еще страшнее? - Сейчас Око Саурона вылезет!"

Дорога из Кировска ведет к карьеру, а чтобы попасть в Хибины, надо свернуть с нее в русло горной речки и ехать по нему. Через некоторое время колея все же выйдет из речушки и пойдет петлять по склонам гор вдоль нее. Думаю, мы бы долго искали эту отворотку в реку, если бы не велотуристы, показавшие нам ее.

Постепенно дорога поднимается на перевал, и пейзажи становятся все необычнее и необычнее для взгляда обитателей равнин. Все ближе снега на склонах, все круче каменные россыпи. В более-менее пологом месте сворачиваю с дороги вбок и еду вверх по склону, сколько едется. Спускаюсь обратно задним ходом, на пониженной и все равно приходится придерживать машину тормозами... Адреналину - полные штаны.

Чуть дальше доезжаем и до совсем близкого к дороге снежника. Тут уж сворачиваем обеими машинами, потоптать снежок гудричами. И вот ведь странно, не люблю зиму вообще, и снег в частности, а тут - нет же, сразу потянуло побегать по нему, заехать на него машиной!

До базы КСС (спасательной службы) дорога, в целом, вполне нормальна. Если знать "фарватер", то по ней вполне можно поддерживать относительно высокую скорость - 30-40км/ч. Мы фарватера не знали, а разбивание редукторов о торчащие камни не входило в наши планы, поэтому шли не быстрее 20км/ч, к тому же регулярно останавливались для фотографирования. А вот после базы дорога становится значительно "интереснее". Появляются совсем заваленные камнями участки, где приходится продумывать траекторию проезда, и участки с глиняным месивом среди крупных камней. Дорога понемногу спускается в низину, где находится озеро Гольцовое.

Доходим до брода через протоку, после которого дорога уходит на другой берег озера. Но глубина явно превышает разумный предел для наших машин. Это же подтверждают и рыбаки, встреченные на берегу - "сейчас вода высокая, по пояс и выше, к августу обычно спадает, тогда на ниве можно".

Здесь, у протоки и решаем встать на ночевку. В честь дня рождения Ренга разливаем на капоте водку за его здравие, и наливаем рюмку самому Ренгу - (долго думали куда) в бачок омывателя. В общем, отметили! Надо заметить, что последние два дня Ренг явно использовался во вполне обычной для себя среде - катался по морскому пляжу, ездил по совершенно "американским" горным "трейлам"... Свой день рождения машин встретил более чем достойно!

А мы пойдем на север!

В продолжение "Хибинской части" похода было решено съездить куда-нибудь в горы, а потом пройтись по горам пешком. Ходить я, увы, не люблю, поэтому от пешей части отказался, а вот покатались в этот день хорошо. Каменные дороги в Хибинах... В общем, это надо видеть. Если насмотрелись фотографий "американского бездорожья" с Ренглерами и нереальными пикапами, бороздящими просторы вселенной каменные "джунгли" - вперед в Хибины! Там все точно так же - словно рекламные проспекты Jeep снимались именно здесь, только что прохладно немного - на Ренге крышу особо не откроешь... Действительно жаль, что мы провели здесь всего два дня - на Хибины не грех потратить намного больше времени. "Отвороток" в горах (видимо, прокатанных спасателями на УРАЛах или ГАЗ-66) довольно много, и поездить там есть где. Но к вечеру мы покидали этот красивейший уголок природы, чтобы на завтра отправиться на маршрут "1000 ручьев".

На ночевку встали на берегу безымянного озерца к югу от Умбозера, по дороге на поселок Октябрьский. Дорожка к этому озерцу сама по себе была непроста и примечательна - всего на километре лесной дороги были и болотинки, и каменные россыпи, и каменная ступенька, проходить которую приходилось с достаточной осторожностью. Но Хибины были хорошей тренировкой, и на подобные препятствия мы смотрели уже без особого содрогания.

Ночью начался проливной дождь... К выезду на асфальт все промокли до нитки. Нас предупреждали, что на "1000 ручьев" еще много воды, и у нас могут быть проблемы с бродами, а тут еще ливень, который шел уже часов 10. Что такое горная речка после ливня, я немного себе представлял. Взвесив все обстоятельства, решили ехать в Мурманск, получать пропуска и отправляться на Рыбачий. А "1000 ручьев" оставили на последок, чтобы проходить его уже с севера - от Ревды.

Надо верить

В Мурманске были... в середине дня - кажется, около полуночи. Заселились в гостиницу, посмотрели фотографии и... завели будильники. Нам надо было проснуться рано утром - хотя бы часов в 12, чтобы успеть к пограничникам за пропусками. С определенным трудом это удалось. И даже пропуска получили без особых проблем. Все бы хорошо, но... "Как вы думаете, если у Танюххи в пропуске написано отчество Михайлович - это не страшно?" Ситуация совершенно маразматичная, но неизвестно ведь, какой "дуб", будет проверять эту бумагу... А в преобладание разумного начала в людях, почему-то верил только я. Но в отделе пропусков быстро исправить что-либо не могли, поэтому поверить в "разумное, доброе, вечное" пришлось всем. Решено было ехать так. И поехали...

Край

Пограничник смотрит наши документы. Видимо, для него мы - хоть какое-то развлечение в серых (в прямом и переносном смысле - облачно, льет дождь) буднях, необычное "пятно" среди редких фур, везущих что-то из Норвегии. " - Танки грязи не боятся? - Типа того. - Ну и погодку вы выбрали... - Ну думали, вдруг в июле повезет, летом приедем. - Не, здесь лета не бывает... Счастливо! - Спасибо!" Теперь я знаю, что анекдот про "лето у нас бывает, в этом году даже на выходные попало" - придумали "южане". На Севере говорят прямо - не бывает...

Перед нами поднимается шлагбаум... "Добро пожаловать на край последней западни!" Мост через речку Титовка и поворот с асфальта. Дорога к Рыбачьему. Где песок, где камни, где даже какие-то следы асфальта...

Поселок Большое Озерко, "ворота" Рыбачьего. От поселка остался склад ГСМ и вахтовый поселок геологов. А когда-то был немаленький городок. Даже несколько остовов "хрущевок" виднеется.

Через вахтовый поселок поднимаемся по грунтовке на сопки, и попадаем внутрь облака. Сумрак. Сырость. Ветер. Видно, как поперек дороги летят "сгустки" облака. Дорога - камни. Камни просто так, камни в воде, камни под водой... Скорость - мизерная. Расстояние - километров 30-40. В сумраке проплывают мимо братские могилы воинов Великой Отечественной, руины поселков, остовы какой-то вездеходной техники, "точки" военных... Крайне гнетущее впечатление.

В отчетах наших предшественников на фотографиях этих мест солнечно... А нам Север, видимо, показал свое настоящее лицо. Ну что ж, без этого, наверное, впечатление не было бы полным. Впечатление Края. Края Земли.

В какой-то момент вдруг оживают сотовые телефоны. Чудо? Нет, Теленор - норвежский оператор. Билайн прислал мне смс с пожеланием "счастливого пребывания в Норвегии". Теперь вот думаю, может считать это пророчеством?..

Спустя много часов тряски по камням доезжаем до северного берега полуострова - губа Скорбеевская, Баренцево море, Северный Ледовитый Океан. Неземного сине-зеленого цвета волны катятся прямо на нас и разбиваются о черные слоистые скалы. Да, это не самая северная точка, но и это уже Край Земли. Мы стоим на камнях, смотрим на волны, в пелену тумана, сливающуюся с Океаном... Да, разум понимает, что там, в тумане, еще ходят корабли, где-то далеко еще есть Шпицберген, есть вечные льды, и на них дрейфуют ученые-полярники и белые медведи, а еще дальше - так и вообще Канада... Но ощущение - что это ВСЕ. Это - Край Земли. Позади, справа, слева - еще что-то и кто-то есть: военные, геологи, может рыбаки какие-нибудь... А впереди - нет НИЧЕГО...

Очень сильное ощущение. Не уверен, что его можно передать словами.

Четыре рюмки с четырех сторон света - "Ну, за Океан!". И рюмку - Океану.

АЙС!

Утро на Краю Земли... Что может быть романтичней! Но увы, погода была немилостива к нам - все так же совсем низко висело облако, дул ветер, океан штормило. Собираемся, фотографируемся на память и отправляемся в обратный путь.

Обратно было решено идти не по основной дороге (на картах она нарисована белой полоской), а по "срезкам" (черные одинарные линии на карте), накатанным неведомой вездеходной техникой военных и геологов/метеорологов прямо по тундре. Оказалось, что так получается быстрее! На этих дорогах было меньше камней, но зато в низинках попадались размешанные земляные колеи. К счастью, во всех случаях была какая-то более-менее твердая траектория, с накиданными туда камнями. К счастью - потому что колеи от неудачных попыток этой жуткой техники съехать с накатанного направления в тундру мы видели... Это окопы для стрельбы с коня стоя. И рядом остатки толстенных металлических тросов.

Дорога то поднимается на сопки (и мы попадаем внутрь облака), то спускается чуть пониже (и тогда из облака льет дождь). "Путешествие ежиков в тумане в условиях крайнего севера" - иначе не назовешь! Но как ни странно, мы начинаем получать некоторое удовольствие от процесса - радуемся, что правильно выбрали общее направление, что находим правильные траектории проезда препятствий, да и "каменные триалы" начинают даваться нам намного легче. Отморозки - что возьмешь!? До Большого Озерка дошли намного быстрее, чем от него до берега накануне. Это было особенно приятно, учитывая, что у меня "точка невозвращения" (половина бензобака) была пройдена еще вчера. Правда, была еще канистра, но мысли доставать ее и несколько минут стоять неподвижно на ветру, заливая бензин, хотелось гнать подальше.

А потом в тумане нам повстречался десант морской пехоты. Их кораблик в относительно тихой бухте между полуостровом и материком мы видели задолго - думали, он там от шторма "отстаивается"... А потом встретили свежевысаженную на сушу колонну бронетехники. Сложно сказать, кто был больше удивлен - в общем, см. эпиграф.

Дорога до Мурманска, "тошнение" для экономии бензина, долгожданная заправка, еще дорога, и к вечеру мы прошли Ревду и встали на северной оконечности Умбозера, в самом начале маршрута "1000 ручьев". День с выездом с Рыбачьего и перегоном на две сотни километров получился довольно изматывающий, но... побывать на Краю Земли безусловно стоило! Рыбачий - это что-то особенное. Да, в ясную погоду там должно быть безумно красиво, и очень хочется там оказаться еще раз, увидеть освещенную солнцем тундру, сопки, красивейшие озера в низинах, увидеть сияющий океан с далеким-далеким горизонтом... Но то, что мы увидели в этот раз - тоже надо было увидеть. Впечатление, которое трудно передать словами. Разве что еще раз сказать "АЙС!!!"

И что это было???

Маршрут "1000 ручьев" - это участок старой дороги Умба-Октябрьский-Ревда на участке от Октябрьского до Ревды. Она давно не используется - построены новые дороги от мурманской трассы до Ловозера и Ревды, Октябрьский почти соединен асфальтом с Кировском и Апатитами, а Умба - с Кандалакшей.

Старая дорога идет параллельно ветке железной дороги Октябрьский-Ревда по полоске равнинной местности между горами Ловозерские тундры и Умбозером. С гор к озеру стекают многочисленные ручьи и речушки, которые и дают маршруту его название. Эти водные преграды весьма живописны, хотя и не сказать, что слишком сложны.

Железная дорога тоже "умирает" - ее начали разбирать. Несколько километров рельсов со стороны Ревды уже снято. Их вывозят по самой же "железке" ближе в Октябрьскому, где, видимо, перегружают на грузовики. При этом Ревда - довольно большой населенный пункт: городские дома, автозаправка, круглосуточный продуктовый магазин, милиция, ГИБДД... Неужели он уже обречен и лет через 5-10 здесь будут только такие же остовы зданий, как в Большом Озерке?..

Первые километры дорога достаточно накатана - видно, что здесь ей еще иногда пользуются. Но чем дальше, тем больше становятся камни и глубже броды. Но что-то не так... "Не айс..." Толи мы не поняли какой-то "фишки" этого маршрута, толи просто уже пресытились видами природы и "натренировались" в преодолении каменного бездорожья, но почему маршрут так знаменит - мы так и не поняли. Речки и ручьи - безусловно красивые, но после первого десятка - уже ничего нового. По бокам дороги лес или даже кусты - видов озера или гор нет. Препятствий особой сложности тоже не попадается...

Так мы доехали до урочища Пунча. В это место как раз и вывозят снятые рельсы. Неглубокий брод через довольно широкую речку, и начинается обычная скучная грунтовка, где укатанная, а где, наоборот, с размешанными грузовиками колеями. Кушнир предупреждал нас, что дальше, на речке Кица, не будет моста, и советовал уходить от Пунчи в объезд, через горы. Но дорога от грузовиков была столь накатана, что было невозможно подумать, что там нет проезда. И действительно, через Кицу был "свежий" деревянный мост. Видимо, разбирать железную дорогу начали совсем недавно.

После Пунчи дорога окончательно потеряла хоть какую-то красоту и интерес. Вместо прозрачнейших горных речек теперь приходилось "форсировать" огромные лужи с грязной водой. Глубина - не понятна, камней - не видно, интереса - никакого... Тяжелый, очень медленный, изматывающий "доезд"...

Октябрьский - поселок-призрак. Покосившиеся строения, развалины... Хотя, видно, что еще есть и жилые деревенские дома. Отсюда начинается приличный грейдер, а через пару километров - и асфальт. Сворачиваем на небольшую отворотку, и становимся на ночевку у озерца в лесу. Совсем недалеко от нашей ночевки после Хибин... И здесь опять идет дождь - это при том, что большую часть дня на "1000 ручьев" светило солнце и было довольно тепло (наконец-то покатался на Ренге с открытой крышей по "внедорожному трейлу"!). В общем, к югу от Хибин находится какая-то "аномалия": всегда идет дождь!

Еще один очень тяжелый и долгий день, но на этот раз удовольствия нет - разочарование. Что это было??? Почему этот маршрут настолько популярен? Чего мы не заметили? Или мы действительно уже пресытились видами Кольского? Пришли к общему мнению, что любая виденная нами дорожка в Хибинах будет несравнимо красивее по видам, и несравнимо интереснее в плане преодоления препятствий. Но, увы, знать это заранее никто не мог, и не пройди мы "1000 ручьев" - жалели бы, что не увидели самый знаменитый внедорожный маршрут Кольского полуострова...

Обратно на Землю

Последняя ночевка на Кольском... Допоздна (до утра по обычному времени) сидим в тамбуре палатки, пьем пиво, делимся впечатлениями, вспоминаем, как оно было... И понимаем, что было то здорово, и что было совсем мало времени, что сейчас бы опять в Хибины или дождаться хорошей погоды и на Рыбачий... Одним словом - уезжать совсем не хочется...

Дорога обратно. Где-то уже в Карелии вдруг понимаем, что природа скачком изменилась - к чему-то привычному. Ощущение, словно внезапно вернулся на Землю с какой-то другой планеты. Кажется, на горизонте еще горы, покрытые языками снежников, но нет - это просто облака... Вдали между деревьев мерещится море, но нет - это просто полоска неба... Граница в природных поясах ощущается именно по дороге домой. Как бы ни была красива Карелия или прионежье, но в целом - это еще та же природная зона, что и центр России. Кольский - нечто совсем другое. Рекомендуем. АЙС!!!

ПоделитьсяFacebookTwitterShare