Южный урал: введение


 
с пятница, июля 18, 2014 по пятница, августа 1, 2014

  14 день
  0



Идея отправится на Южный Урал посещала меня давно. Регулярно пересекая горы по трассе М5 между Уфо и Челябинском любовался их видами. Но почем то складывалось мнение что это очень обжитые густонаселенные места и попутешествовать там в глуши не удастся. Тем более что ни разу не встречались большие отчеты о поездках на пару недель – в большинстве случаев местные джиперы писали о вылазках на 2-3 дня.

Но нашелся один отчет коллег на дефендерах, который оказался интересным и был взят за основу. Но хотелось за 2 недели посетить все основные места, все достопримечательности, поэтому наш маршрут был немного расширен. Забегая вперед, кратко резюмирую свои впечатления:
- Южный урал очень красив, красив именно видами гор, скалами.
- Полно уединенных и даже глухих мест, где можно ехать несколько дней не встретим населении.
- Достаточно много внедорожных маршрутов, трудных дорог, но тем не менее дорог.
- К сожалению, очень много заказников и заповедников, которые очень сильно ломают планы и прокладку маршрута без больших объездов.
- В плане оффроуда как я понял много зависит от погоды - прошли дожди и любой спуск или подъем уже приключение.

Свой отчет о поездке начну с общего описания нашего маршрута. Большая его часть проходила по территории Башкирии и лишь совсем немного мы проехали по Челябинской области. Кстати даже ненадолго переместились из Европы в Азию.
Красоты начались с оз. Аслыкуль  - самого большого озеро Башкортостана. Озеро конечно не такое уж и большое, но виды с горы красивые. Далее по пути залезли и заехали на шиханы – одиночные высокие холмы , возвещающиеся над остальной равниной. С них виды еще красивее чем с озера. Чуть севернее Стерлитомака находится гора Торатау (по сути шихан)– жаль нам не повезло с погодой – довольно высоко залезть не смогли.
Еще день ушел на преодоление бездорожья «средне русской полосы» -  рубились сквозь леса от старого Белорецкого тракта до дер. Хайбулино. В него кстати гораздо проще попасть из пос Красноусольский – почти грейдер, а не тратить время на преодоление глубоких глиняных колей на спусках и подъемах и рубку скозь заросшие дороги. Но зато по пути мы посетили пещеру Салавата и водопад Кук-Карук.
А далее была по моему изюминка всего маршрута – движение вдоль реки Зелим. Дикие места, красивая река, за каждым поворотом которой открывались потрясающий виды скал, преодоление бродов, небольшой оффроуд. Самым сложным оказался скользкий спуск с горы после дер. Хайблино. Возможно в сухую погоду его и не заметить, а после дождей надо быть предельно аккуратным. В конце пути находится скала с названием Мамбет – место безусловно впечатляющие, но из за массовости туристов теряющее свою природную красоту.  
А вот как без оффродно выбраться от Мамбета (от пос. Толпарово) в сторону Верхнего Авзяна (или Белорецка) я до конца не понял. Единственная дорога в дождливую дорогу сильно раскисла и пришлось несколько раз разматывать лбедку. Примерно 17 км бездорожья. Возможно, что в Башкирии обычно не бывает дождей, но нам «повезло» - лило все 2 недели.
Кстати, мб из за погоды меня совсем не впечатлила хребет Баштай ( Шатак ) – забрались мы туда в глубоком тумане, дожде и даже снеге (на самой вершне) и уведили сплошное молоко.
После довольно длинного перегона по асфальту до Белозерска мы забрались на Инзерские зубчатки. Местность за поселком Тирлянский довольно глухая, дорога сильно разбтрая (сильно означет что постоянный полный привод и при неаккратном управлении лебдка), а ближе к скалам последние метров 200 пришлось затаскаить тяжелую тойоту на лебедке. Непосредственно у подножья зубчаток мы нашли 2 небольших площадки для стоянок - места мало, под наклоном. Нам повезло - никого больше не встретили, но если бы кто то был было бы сложно встать на стоянку. На сами зубчатки только пешком. Но красиво - "настоящие"скалы с видом на окрестности.

К сожалению большую территорию занимает Южно уральский заповедник и природный парк около горы Иремель. Поэтому пересечь урал с юга на север нам не удалось. Из за этого большое количество достопримечательностей не удалось посетить.

Соверив большой объезд по асфальту через Миас, Златоуст по М5 , свернули в сторону Серпиевского участка к Игнатьевской пещере на реке Сим. Это тоже ерритория заказника, но из аншлагов следует что проезд по доргам и стоянка на оборудованных стянках возможно. Стоянки над пещерой присутвуют, дороги тоже,хотя не всякая машина сможет по ним проеать. 

Всего было пройдено 4200 км на 14 дней, из них большая часть это доезд и возращение. Трасса М5  оказалась сильно загруженной, а М7 наоборот вполне свободной. 

Наш коллектив

 

     
 Toyota Land Cruiser 105 "Глюк"  Jeep Wrangler  Tagaz Tager
           
 Алексей Люткевич (KIAlex)   Алена   Андрей Otmorozen  Соня  Сергей Stiz  Дмитрий