Передний силовой бампер



Во все "века" шли дискуссии, нужен ли силовой бампер для экспедиционных машин или нет. Полагаю, что единственно правильного ответа нет - все зависит от конкретных условий эксплуатации конкретной машины. У каждого  своя техника, свои условия поездок, свой опыт. Поделюсь я и своим опытом и мнением.

У меня было много разных машин, которые эксплуатировались вне дорог. Более 10 лет мы путешествуем по самым разным уголкам России в самых разных условиях и за это время накопилось довольно много ситуаций, которые позволяют мне прийти к мнению - если ездишь вне дорог, силовой бампер нужен. Попробую аргументировать свою точку зрения.

Бампер бамперу рознь.

Начнем с того что в штатном исполнении бампер бамперу рознь. Например у меня был Mitsubishi Pajero Sport, на котором стоял пластиковый крашенный бампер - очень хрупкий бампер. Машина в жестком бездорожье  не была, езжу я очень аккуратно,  но при этом даже незначительное соприкосновение бампера с деревом где то под Нижним Тагилом стало для него роковым. Чуть чуть задел дерево при маневрировании между деревьев на стоянку и все - треснул, надо или чинить или менять. Удовольствие это недешевое.  Усталость и невнимательность, скользкий грунт и  падающие деревья, темнота и нерадивые коллеги по поездке - десятки факторов, на которые вы не можете повлиять чтобы спасти свой бампер , да и  машину. Раз уж мы путешествуем вне дорог , надо принять как аксиому - рано или поздно, но контакт бампера с препятствием состоится. Дальше решать вам готовы ли к его последствиям или нет.

 А был случай, когда на Онежском полуострове уже пройдя все тяготы маршрута, на ровной дороге (условно ровной) не заметил огромную яму. И провалился половиной машины. Если бы не стояла силового бампера, половину морды авто пришлось бы менять. И это даже пол беды  затраты на ремонт - выбраться от туда например с пробитым радиатором было бы крайне затруднительно. "Надо акууртнее ездит!" скажете вы. Да я и езжу...но см аксиому 1 - рано или поздно такое произойдет , там где даже не ожидаешь.

Фото Андрея Otmorozen - к сожалению вид сзади. Спереди было страшно от удара.

Однако есть машины, у которых бампера "мягкие гибкие" или изначально железные. Например, классика жанра типа  УАЗ, Defender, 70ка. Штатный бампер металлический. Пусть тонкий, но металлический. Уже хоть что то . Но у меня 105 - бампер мягкий. Это конечно намного лучше чем хрупкий крашеный пластик, которые повсеместно стоит на современных внедорожниках. Тут хоть надавил, отпустил - пластик не треснул, краска не слетела.

Я видел во что превращаются 105ки у которых бампера крашеные - страшно смотреть на облезлую потрескавшеюся краску на таких машинах.Про количество соприкосновений с деревьями я писать не буду. Мы никогда не валим лес в экспедициях, бережем природу. Но хочешь не хочешь, пусть небольшие, но столкновения происходят.

Теперь взглянем, что же стоит под пластиковой накладкой (иначне не назовешь) на 105. Два прикрученых клака-профился по бокам рамы. Надо сказать что гутся они...от надавливания большим пальцем. Никаких иных силовых элементов там нет. Любой пенек или дерево пройдет сразу до "телевизора" и фар. Представьте тебе , что вас понесло с небольшой горочки на скользком спуске в дерево. Скороти в 2-3 км/ч хватит чтобы в морде и капоте появилось новое "дизайнерское решение".

Сгибается пальцем.

А собственно по центру...та самая рама, о безопасности которой при лобовом ударе много говорят. Нет, конечно стоит огромная площадка лебедки (о которой ниже), но она прочно прикручена к раме. Те при ударе скорее всего рама согнется гдето за ней..те скорее треснет и разорвется.

Сколько вешать в граммах?

Теперь самое интересное - вес. Именно вес машины во многом определяет ее поведение на бездорожье. Если для спортивного трофимобиля экономия считается в килограммах, то в случае тяжелого экспедиционника скорее в десятках килограмм.

Штатно в машине стояла родная лебедка Aisin 1000. Общеизвестно, что лебедка крайне ненадежная, слабая, о чем я лично убедился. "Но зато..родная" (с) ка клюбят говорить, на родной штатной площадке. Впрочем сразу покупки авто было не до тюнинга и год лебедка почти исправно служила мне.

Каково же было мое удивление, когда я ее снял (с большим трудом) и положил на весы. 80 кг вместе с площадкой!

Добавим к этому снятый пластик и клыки - почти 90 кг.

А теперь посчитаем конструкцию с силовиком. Я купил китайскую подделку под ARB. Весит она (без дуги кенгурина) 47 кг. вместо штатной лебедки купил лебедку SportWay PS12000. Если верить сайту производителя, то со стальным тросом она весит 42 кг. 47+42=89кг

Те поменяв штатную лебедку на силовик с нештатной мы...как минимум не проиграли в весе! Можно еще заменить трос на синтетический, губки заменить клюзом . Впрочем это все можно было проделать и со штатной лебедкой в целях облегчения - интересно было в сравнении посмотреть на цифры.

Пытливый джипер конечно скажет - но ведь можно поставить нештатную лебедку со штатным бампером  - тогда будет легче. Безусловно, вес уменьшится, но не стоит забывать что понадобится сделать достаточно прочную площадку под лебедку и кроме того, для езды вне дорог по любому придется сделать более надежную силовую конструкцию под штатный пластик, за которую можно будет поднять машину хайджеком. А это не так уж и мало весит. Разница составить наверно около 20кг.

По поводу хайджека это кстати еще один немаловажный фактор. Перемещаясь вне дорог надо быть готовым, что когда-нибудь даже в самой не экстремальной поездке потребуется поменять колесо в грязи, перекинуть морду из колеии, снять машину с камня или бревна. Передний бампер любой конструкции должен позволять это сделать.

Цена вопроса

Силовые бампера стоят денег. Непонятно, почему за стальную конструкцию просят по 90 тыс рублей... видимо у кого денег много, те все равно их покупают. Но кто ищет тот всегда найдет.  Мне по случаю удалось купить новый китайский стальной бампер PowerFull с рук за...15000 руб (2015год). Как говорят, "не пригодился". Такие предложения не часто, но встречаются. Новый стоит 25. Алюминевый Power Full не позволят джечить машину за него, но намного легче - стоил 40 тыс руб. Говорят, один из сбалансированных по вес/прочность бамперов это продукция Таммерлан - стоил 40 круб, немного похож на китайский (но конечно китайская копия ARB красивее)) ). Самоварные бампера я не рассматривал вовсе - качество изготовления намного хуже оригинала при незначительной разнице в цене.

Бампер Тамерлан на машине Есаула.

Человек и закон

Ну и в заключении еще пару немаловажных нюансов. Основной довод противников силовиков - их незаконность. Спору нет...внести изменения в ПТС о силовых бамперах крайне трудно. Я пробовал на Мазде... не хватило времени. Не денег или еще чего то - тупо времени бегать среди всех инстанций. Забил и счастливо откатал много лет. Даже пройдя Северный Кавказ с его лютыми гаишниками мне ни разу не задавали вопрос про бампер. Дугу кенгурина а не планирую ставить, поскольку вещь не нужная. Соблюдайте ПДД и все будет хорошо.

Что будет если кто то въедет в вас. Хотя скорее если вы в кого то. Полагаю, что как минимум на одну машину ремонта будет меньше. У другой конечно больше.  Соблюдайте ПДД и все будет хорошо. Кстати, сразу после того как я пересел с подготовленной Мазды на неподготовленную 105, очень разительно заметил хамство на дорогах. При том что я езжу медленно и аккуратно ( а как еще ездить на атмосферном дизеле), 105ку нещадно подрезали лихачи. После установки силовых бамперов ситуация изменилась... никаких опасных маневров перед до мной. Удивительно наблюдать эту картину именно в сравнении до и после.

Установка

А теперь собственно немного об установки бампера. Китайские бампера производятся только на 100ку. Внешне по кузову 100ка и 105 совпадают.

Но вот по рама 100ки уже 105 примерно на 90мм (те 45 с каждой стороны). Без доработок установить нельзя.

G

Пришлось обрезать кронштейны крепления к раме и сместить одну часть относительно другой с помощью уголка.

Времени на подгонку пришлось потратить довольно много - частые примерки чтобы добиться минимальных зазоров. Даже несмотря на овальные отверстия, позволяющие регулировать положение бампера, несколько раз приходилось прихватывать, примерять и переваривать кронштейн.

Отрезаем верхнюю часть.

Привариваем уголок со смещением на нужное расстояние. К нему оставшуюся часть пластины с отверстиями под бампер.

Бампер достался без противотуманок. Решил купить именно противотуманные фары (от слова против тумана), выбрал модули 90мм от Hella 1N0 008 582-007. Поставил как раз перед поездкой на Кавказ, где в горах в туман они очень помогли. На обычной дороге не слепят, но при этом добавляют боковое освещение дороги. Пришлось сделать пластины из алюминия для их крепления в бампер.

В итоге вот так выглядит бампер

Джеком не раз поднимал за него (правда пока на асфальте) - не прогибается. Вес человека тем более выдерживает.

Данным отчетом ни кого ни призываю ставить себе бампера или не ставить. Ставит ли силовик или делать силовую основу бампера под штатным пластиком решать вам. Но чтото из этого делать надо в любом случае.

PS: Если у вас иное мнение...значит ваши поездки проходят в иных условиях.

Удачи на дорогах и вне дорог!