Староколымский тракт: Якутии

Дата поездки
10 авг 2018
Регион поездки

Сейчас я сижу на штурманском месте и пишу этот отчет на обратном пути от Томтора. Эмоции переполняют меня -  мы вышли со Староколымского тракта после 3х дней пути по нему. В такой глуши и таком экстриме я пожалуй не был за все 15 лет путешествий. Экстрим прежде всего потому что мы были одни на сотни километров непростой дороги. На стоянке перед бродом, где вечером я чуть ушел по капот под воду, до ближайшего жилья было 100 км в одну сторону, и 150 в другую. Любая ошибка могла стоить очень дорого. Все утверждали что  дальше границы областей мы не пройдем. Мол недавно ездил Камаз-сайгак с норвежцами, развернулся на границе. Забегая вперед скажу что мы действительно видели его следы до границы - что его испугало после не понятно. Было конечно жестко, но КАМАЗу точно проходимо.  Но обо всем по порядку.

Про посещение полюсов холода в Томторе и Оймяконе я напишу позднее. Из Томтора в сторону Староколымского тракта мы выехали под вечер.

На аыезде в сторону тракту маленький поселок с названием Куйдусун. Там круглосуточная АЗС - залили полный бак. Солярка по 53.7руб   Поначалу неплохой грейдер, но в паре мест были очень глубокие промоины.

Ручьи промыли насыпь, причем довольно глубоко - в одном месте колесо ушло под воду.

А вот поворот на Орто -Балаган впечатлил - знак стоит в воде, все затоплено. 

Виды вокруг фантастические - горы вдали манят к себе.


Подъезжаем к знаменитому мосту через Индигирку.

Если он вдруг рухнет, по тракту уже не пройти. Состояние на 3+ - проехать можно, но ощущения не передаваемые.

Антон Tony60 просил перепилить бенопилой бревно которое застряло в опоре. Какое из ? ))

 

Мост ходит ходуном, под колесами доски с гвоздями.

 На выходе чуть не провалился , треснуло бревно и я выскочил по инерции. Вот яма куда провалилось колесо..она сквозная.

Уже смеркалось и мы решили встать прямо на Индигирке у моста. Уже в темноте по мосту пролетел уазик - толи он так хорошо знает все дыры в мосту, то ли на такой скорости не так страшно.

Уже за полночь где-то в горах громыхала гроза, но дождь так и не пошел.

Утром увидели еще одну машину - странная конструкция напоминающая толи болотохот, толи грузовик проехала по мосту и встала.

Вскоре прибежали собаки, все обнюхали и скрылись. С ними мы еще встретимся через пару дней.
Выдвигаемся на тракт.

Вначале вполне хорошая дорога, местами идем  50 кмч.

Но стали все чаще попадаться промины и рухнувши мосты.

Объезды простые, следы видны , даже не выходим.

Догнали "конструкцию" - мужики поехали на охоту-рыбалку на самодельном болотоходе из шасси ГАЗ66 , УАЗовского мотора и фанерной кабины.

Пообщались, тоже говорят что дальше границы не пройдем. Они мол на "конструкции" и то дальше не ездят. Ну посмотрим сами что к чему.

Вскоре подъехали к просевшему мостику. Ступенька высокая, пришлось поработать лопатой. Рыть каменистый грунт очень сложно .Лопата не пробивает его, только отскакивает. Представлю каково было рубить гору чтобы отсыпать такой тракт среди болот.

Тракт действительно временами как стрела прорезает каменой отсыпкой вековые болота - и слева и справа непроходимая топь.

Не ковровые болота конечно, но скорее кочки с мхом и водой. Местами все в воде.

В какой то момент вдруг обнаружилась сотовая связь. Видимо мы были недалеко от Ортобалаган. Пришла смс и все пропало. 


Продолжаем идти по дороге. В какой то момент Родион кричит, смотри мишка. Всматриваюсь в поворот дороги и вижу большую мохнатую коричневую задницу медвежонка. Он на секунду посмотрел на зад и задорно драпанул в кусты. Я притормозил у куста, но его и след простыл. Выходить и искать как то не захотелось. 

Запечатлели только табун лощадей. Они были тоже в шоке от нас.

Встретили сохранившийся мостик, даже крепкий.

И километровый столб. Когда то тут можно было проехать на легковушке, Местные гоняли машины с Магадана.

Некоторые заезды в броды были непростые, подболоченные. Но пока без лебедки.

Заехали на бывший поселок Куранах-Сала.  Тут был цех по обслуживанию кабельной магистрали КМ-180 Якутск (Нижний Бестях) — Магадан (Стекольный).

Цех обслуживал 240 км трассы по 120 км в каждую сторону- от (почти) Ючюгея до Адыгалаха. На Куранахе был обслуживаемый усилительный пункт (ОУП). Предыдущий был на Кюбюме, а следующий в Сусумане.

Вдоль трассы размещались необслуживаемые усилительные пункты (НУП) — примерно через 20 км. Магистраль работала по двухкабельной системе (2-а кабеля МКСБ-4х4х1.2). Всего работало 8 систем К-60П на 60 ТЧ каналов — всего 480 каналов. На Куранахе проживало в разное время до 20 человек. Раньше был двухэтажный двухподъездный брусовый дом на 12 квартир — его уже разобрали. Эту информацию мне написал коллега FilNikVik  с drive2, который в свое время работал в этом месте.
Дизеля неразукомплектованы, на паре стоят ТНВД.

Много металла, только алюминиевый кабель подготовлен к вывозу..но лежит давно.  

Впечатление что все срочно по тревоге снялись и выехали

 
Начались бесконечные ручьи , рухнувшие мосты и мелкие бродики через них.

Где то глубже, где то сложнее. Выходим, смотрим, едет. Никаких сложностей нет, колея везде видна.. 

Вскоре на тракте первое препятствие - крутой спуск в реку. Слева есть объезд, видны следы Камаза который там шел, но показалось очень глубоко. В итоге "падаем" с насыпи, капот захлестывает вода, но мы тут же выныриваем. Дно во всех реках каменистое твердое, и даже если есть быстрое течение тяжелую машину не сносит. Дальше так и едем - насыпь, рухнувший мост, обрыв, объезд через брод. Счет ручьям и бродам мы не вели, их бесконечное число. Не вижу смысла их описывать - везде довольно просто. Есть чуть глубже, есть чуть мельче. 

Вышла удивитльная радуга - все небо переливалось. Хороший знак!

Вдоль дороги море грибов. Но не белые и подосиновики, а какие то похожие на маслята.

Позже узнали что ядовитых грибов тут почти нет


Лесистая местность сменилась горами.

А в долинах..лежит снег! Точно полюс холода!

Вышли в долину, любуемся видами.

Удивительно видеть километровые столбы на заброшенной дороге.

У одного такого сделали остановку, приклеили наклейку.

Запускали несколько раз коптер чтобы поснимать пейзажи и машину.

Виды как из парка юрского периода - вот вот вдалеке пролетит птеродактиль. 

Основа тракта тут очень твердая.

Часам к 5 добрались до границы областей. По карте она проходит по речке,но стелы стоят чуть дальше. Огромная стела Оймяконский район и разрушенная стела Магаданской области.

Отдельно на земле лежат буквы. 


Отсыпка идет еще с километр и заканчивается.

Думали что все, дальше колея, но нет - через некоторое время дорога приобретает снова приемлемый вид. Забрались на гору - внизу видно огромное болото. 

Следов КАМАЗА тут уже нет. Почему он не поехал дальше? Что такое его остановило, чего он испугался? Но мы то не такие..мы пошли вперед дальше!

Продолжение следует...

ПоделитьсяFacebookTwitterShare