Дорога к Фанагорийской пещере

Дата поездки
01 янв 2021
Регион поездки

Итак наша цель Большая Фанагорийская пещера — одна из крупнейших карстовых полостей Краснодарского края. Расположена на территории Горячеключевского района в 12 км к юго-западу от села Фанагорийское на правом берегу реки Аюк.

Несколько лет назад мы уже путешествовали в январе в этих местах, но тогда порвали ШРУС не смогли пройти со стороны Каверзинских водопадов до Фанагорийской пещеры. В этот раз зашли с юго-востока со стороны села Фанагорийское. Все описания говорят что маршрут непростой, но проходимый. Заночевали мы всего в 7 километрах от села Фанагориское на берегу речки Чепси.

После ночных посиделок у костра проснулись мы совсем не рано. А теплая почти весенняя погода не способствовала быстрым сборам. Выдвинулись после 12 дня. Немного вернулись назад до намеченной отворотки в сторону Фанагорийской пещеры.
Я заранее скачал несколько gps треков проезда до пещеры и все они вели вдоль маленького ручья, притока Чепси. Поэтому мы уверенно двинулись именно этой дорогой.

Через метров 300 от дороги началась неглубокая колея. Машина достаточно уверенно двигалась по колее, даже несмотря на то что я был на зимней резине. Путь преградило спиленное дерево, корень которого уперся мне в крыло. Пришлось достать бензопилу и отпилить мешающий проезду корень.

Очень часто слышу различные комментарии, что мы, джиперы, не жалеем свои машины. За всех не скажу, но я всегда стараюсь максимально аккуратно объезжать препятствия, по возможности избегая опасных столкновений.

Но все таки глиняные колеи и лужи остановили машину. Шины я сильно не сдувал, боясь разбортирования из за потсоянных боковых кренов и на выходе из очередной лужи машины села.

Что приятно в этой дороге, что на всем пути по бокам растут толстые деревья, за которые можно лебедиться. Да и грунт на дне коли достаточно твердый, машина не тонет, а лишь садится на мост. Достаточно немного сдвинуть и она едет дальше своим ходом.
Дорога становилась все хуже и хуже. Решили, что насиловать машину вдали от дома нет смысла. До пещеры около 7 км, решили сходить пешком. Но через пару км вышли на более менее твёрдую дорогу, узнали у встречных туристов что есть альтернативная дорога и решил добраться до пещеры по ней.
Вернулись пешком обратно до машины и двинулись в обратный путь. Мы проехали примерно 700 метров от хорошей дороге и заняло у нас это около получаса. Обратно получилось чуть быстрее — дорога известная, не надо исследовать. Но все равно не обошлось без лебедки.
Мы вернулись до основной дороги, проехали по ней обратно в сторону села Фанагорийское около двух километров, и двинулись по как нам казалось, более простой дороге.

Половину этого пути мы проделали в темноте. Дорога оказалось крайне непростой — примерно 2 километра была твердая грунтовка, но после брода через ручей Семеновская щель началось настоящее трофи.

Затемно мы нашли обозначенную на карте стоянку на другом берегу речки Аюк, левого притока Чепси. На картах она называется ищи Бурлаченкова щель или Пещерная щель. Начинается она с северо-западной части склонов у Главного Водораздела, это территория двух вершин – г. Чубатая и г. Гержавкина.
Одни краеведы, изучавшие историю края считают, что имя реки связано с тюркским словом «Айю» — то есть «медведь», но другие с ними не согласны.
По иной теории Аюк – это скорее адыгское название аек-эй, состоящее из двух слов-значений «злой» и «долина».

Мы добрались до Аюкского водопадов. Они образовали природную ванну, глубиной до 10м.

Водопад состоит из из 2 каскадов, Водопад не очень высоки Нижний 5м высотой, верхний -4м.Сооружение из прямоугольных, ступенчатых глыб, по которым он ажурно стекает, создаёт впечатление альпийской горки естественного, природного происхождения.

Рядом с водопадом находится Малая Фанагорийская пещера. Это скорее трещина чем пещера, ничего неинтересно. Но впереди нас ждала одна из самых больших пещер Краснодарского края — Большая Фанагорийская. К ней мы и направились.
Дорога преподнесла массу сюрпризов. Буквально через километр после водопадов мы подъехали к огромной яме, заполненной водой. Фото не передадут всего экстрима, но выглядело устрашайше. Но дно оказалось твердым, и машина даже зацепилась за скользкие камни на подъме.

Дальше была слошная ухабистая дорога вплоть до пещере. Но мы все таки доехали до нее!
Фанагорийская пещера является крупнейшей карстовой полостью российского Кавказа, протяженность пещеры составляет 1442 м, а площадь -более 2000 квадратных метров.

После входа в пещеру сразу же появляется довольно узкий коридор, протяжённостью около 10 метров.

После него стены этой карстовой полости существенно расширяются, что позволяет свободно передвигаться.

Высота пещеры разнообразная, в среднем она составляет около семи метров, однако есть участки где она достигает 25 метров, а также и менее одного метра.

В XIX – XX веках в пещере было огромное количество сталагмитов, в настоящее время их намного меньше, так как они были уничтожены.

Обратный путь не составил больших проблем. Даже глубокую яму прошли своим ходом без лебедки.

Но тем не менее дорога подготовила нам массу ловушек. Чуть чуть глубже колея, одна ошибка и машина садится на мост. Ехать ходом тоже очень опасно — в середине колеи полно камней. Это не покатушки около дома — до Москвы более полутора тысяч километров, а мы едем в одну машину.

Самый сложный кусок ждал нас ближе к выходу. Именно здесь дорогу полностью разбили, ехать по ней просто невозможно. Но днем гораздо проще чем в темноте, да и траектория примерно известная — ищем пути объезда среди деревьев и движемся по свежим следам. Правда иногда приходится пользоваться лебедкой.

После очередного такого объезда по лесу машина уперлась в бревно. Стащить ее лебедкой вбок не было возможности. Переехать бревно тоже бы не получилось — порвали бы заднюю шину Осталось лишь отпилить кусок.

Оставалось пройти несколько сотен метров до выхода на хорошую дорогу. Впереди наш ждал лишь брод около разрушенного моста с трубами.

Подходила к концу наша экстремальная поездка к Фанагорийской пещере. Несмотря на все сложности, грязь, массу потраченного времени было приятное чувство небольшой победы, что нам в одиночку на тяжелой машине и зимней резине удалось добраться до пещеры. Впереди нас ждало еще масса других приключений, но об этом в следующей серии.
Желаю интересного просмотра видео и всем удачи вне дорог.